Работая над темой «Фольклорные праздники, как средство приобщения младших школьников к народной культуре», я изучила программы Е.Д. Критсткой, Т.С. Шмагиной, Г.П. Сергеевой, Д.Б. Кабалевского и другую литературу. Сделала следующие выводы: воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут просто даже существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики.
В данной работе мы изучили теоретические основы понятия народной культуры. Народная педагогика – педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.
Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. В настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни нации. Народная педагогика, в том числе, фольклорные праздники развиваются и приобретают всю свою мощь при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает установку на творческую самостоятельность всех и каждого. В обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны: самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Сердцевиной этнопедагогики, ее душой, является любовь… Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине… Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных. Важность изучения всех памятников народного творчества давно признана. Их роль огромна. Они вносят в жизнь своеобразный элемент, который соединяет их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений. Человек, введенный в фольклор, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.
Программа Д.Б. Кабалевского предусматривает слушание и исполнение русских народных песен, но эта программа не предусматривает изучение фольклорных праздников, а только поверхностно проговаривается учителем.
Программа Е.Д. Критской включает в себя изучение конкретных праздников: «Широкая масленица», «Встреча весны» и других. Через изучение этих праздников дети приобщаются к традициям русского народа, используются на уроках различные виды деятельности: музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, исполнение песен, игры и другие.
Изучив эти программы, мы считаем необходимым введение фольклорных праздников в программу школьного обучения. Только через приобщение к народным праздникам и традициям, мы можем показать всю красоту, храбрость, выносливость русского народа. В данной работе представлен материал о фольклорных праздниках, традициях, обычаях, методические рекомендации по проведению фольклорных праздников, народная педагогика представлена, как часть народной культуры. В параграфе методические рекомендации отражены результаты проведенной мною работы. В ходе работы были реализованы поставленные задачи. Мы изучили теоретические основы понятия народной культуры, раскрыли роль фольклорных праздников в формировании личности младшего школьника. Так же в нашей работе мы постарались определить место фольклорных праздников в системе средств народного воспитания и раскрыли их роль в формировании личности младшего школьника. Описали опыт работы по данной проблеме в литературе, в истории, на практике.
Современное социально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельности мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны стать широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства. Именно такие люди, обладающие национальным самосознанием, способны возродить общество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную к человеку.
Мы считаем актуальным возрождение народных традиций воспитания в семье и школе, которые будут способствовать эффективному введению воспитательной работы. Основными источниками народного воспитания являются народные праздники, обряды, игры, игрушки, фольклор. Народная педагогика будет способствовать развитию национального самосознания, воспитанию общечеловеческих ценностей.
Другие статьи:
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Влияние
игры на развитие подростка
Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в этой интенсивности, ...
Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что дошкольники с дизартрией допускают гораздо больше ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слов, чем их сверстники без речевой патологии. Наименьший процент ошибок испытуемые экспериментал ...