Основной и ведущей формой обучения является урок. По своей сущности и назначению урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения — воспитательного коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.
В. Н. Комаров выделяет следующие дидактические требования к современному уроку ОБЖ:
четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех принципов дидактики: научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, наглядности и др.;
создание условий успешного учения учащихся.
К каждому этапу урока также предъявляются соответствующие дидактические задачи:
ЭТАПЫ |
Дидактические задачи |
Показатели реального результата решения задачи |
Организация начала занятия. |
Подготовка учащихся к работе на занятии. |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
Проверка выполнения домашнего задания. |
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. |
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
Подготовка к основному этапу занятия. |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. |
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
Усвоение новых знаний и способов действий. |
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. |
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
Первичная проверка понимания. |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. |
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
Закрепление знаний и способов действий. |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
Обобщение и систематизация знаний. |
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. |
Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции. |
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
Подведение итогов занятий. |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
Рефлексия. |
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
Информация о домашнем задании. |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Другие статьи:
Методическая разработка цикла уроков с
использованием ИКТ
Нами разработано и проведено несколько уроков с использованием ИКТ в 6-8 классах. Ниже приведём 3 типичных конспекта уроков. При подготовке и проведении уроков мы учитывали целесообразность применения информационных средств, так как применение компьютерных те ...
Теоретический аспект проявления агрессии в дошкольном возрасте
Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу (Агрессия от лат. aggressio — нападение). Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агресси ...