Функциональный подход к изучению синтаксиса и пунктуации

Педагогика » Воспитание речевой культуры учащихся » Функциональный подход к изучению синтаксиса и пунктуации

Страница 1

В V, VI, VII, VIII, и IX классах задача обучения выразительному чтению в связи с изучением синтаксиса и пунктуации значительно расширяется. При усвоении всего программного курса синтаксиса учащиеся обязаны приобрести навык выразительного чтения каждой изучаемой синтаксической конструкции со строгим соблюдением присущей ей интонации.

При этом, уже начиная с V класса, такая система работы предполагает усиление функционального подхода к изучению синтаксиса и пунктуации: много внимания уделяется назначению (предназначенности) синтаксических и пунктуационных явлений, значению синтаксических единиц и средствам его выражения, соотносительности синтаксических конструкций и сфере преимущественного использования каждой из них, текстообразующей роли рассматриваемых синтаксических построений, целесообразному их выбору и уместности употребления в разных сферах речи.

Функциональный подход помогает понять каковы возможности синтаксических и пунктуационных средств достижения целей общения, обеспечить атмосферу взаимопонимания, способствует соблюдению норм этики и удовлетворению эстетических потребностей общения. Этот подход позволяет привычную формулу «знать, чтобы воспроизвести» или «знать и уметь» заменить формулой «знать, чтобы уметь», «понять, чтобы научиться пользоваться».

Умение правильно строить словосочетания и предложения очень важно, чтобы точно выражать свои мысли и чувства, а так же без труда понимать речь других людей. И, как уже говорилось выше, для правильного выражения мыслей необходимо научить учащихся пользоваться еще одним важным средством синтаксиса – интонацией.

Приведем в качестве примера некоторые виды упражнений, которые могут быть использованы на уроках русского языка в V классе при изучении темы: «Синтаксис и пунктуация» и, которые способствуют воспитанию интонационной культуры речи учащихся.

Упражнение 1. Перед вами текст, в котором не проставлены знаки препинания. Прочитайте его. Ответьте, что поможет прочитать текст, выбрав нужный вариант его понимания?

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно.

Работая над этим текстом данного упражнения, по-разному исполняя паузы, повышение и понижение голоса при чтении, ребята приходят к выводу, что выбрать нужный вариант понимания текста помогают знаки препинания, то есть пунктуация:

(Если ты учишься / с увлечением работаешь / охотно отдыхаешь / умело жизнь строишь…… и

Если ты учишься с увлечением / работаешь охотно / отдыхаешь умело / жизнь строишь правильно).

Таким образом, мы делаем вывод о значении пунктуации, о ее участии в том, чтобы знак был средством общения, чтобы читающему было легко понять и воспринять написанное (напечатанное).

Чтобы убедиться в том, как важно умело пользоваться правилами синтаксиса и пунктуации, обратимся еще к одному упражнению.

Упражнение 2. Представьте себе, что вы получили телеграмму:

Встречайте пятого выезжаю поездом 21 вагон 3 Маша.

Прочитайте ее и подумайте, сколько раз, возможно, встречать Машу? Почему?

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Цели, функции и принципы реализации культурологического компонента в обучении английскому языку в средней школе
Реализация культурологического подхода дает возможность переосмыслить специфику преподавания английского языка. Центральными проблемами методик преподавания английского языка являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при ...

Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы
Современный учитель литературы поставлен сегодня перед необходимостью выбора учебников и программ по литературе. Это первая проблема в преподавании литературы вообще, и в частности, современной. Нужно выбирать не учебник, а программу, к которой существует пол ...

Разделы