Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Понятие Ключевых компетентностей еще не устоялось. Вместе с тем в результате многообразных дискуссий сегодня стало ясно, что ключевые компетентности характеризуются следующими моментами.
Сам термин «ключевые компетенции» (key skills) указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности. В Оксфордско-Кембриджской образовательной программе «Ключевые компетенции» (2000) указывается, что ключевые компетенции – это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки. В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетентностей» (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важные «во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества»
Конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» на Западе связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Советом Европы определены пять ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы». Эти компетенции следующие:
политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты не-насильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявления (возрождение – resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;
компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.
Таким образом, ключевые компетентности – наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Ключевые компетентности приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения. Ключевые компетентности проявляются в деятельности. Ключевые компетентности переносимы (применимы в новых ситуациях). В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетентностей» (DeSeCo) на основе практического обобщения авторитетных мнений получен следующий состав ключевых компетенций (таблица 1).
Таблица 1 Ключевые компетенции для успешной жизни и эффективно функционирующего общества
Критическое мышление и холистический (интегрированный) подход | |
Действовать автономно |
Способность защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, потребности Способность строить и исполнять жизненные планы и проекты Способность действовать внутри широкого контекста |
Интерактивно использовать инструменты |
Способность интерактивно использовать язык, символы и тексты Способность интерактивно использовать знания и информацию Способность интерактивно использовать (новые) технологии |
Функционировать в социально неоднородных группах |
Способность строить взаимоотношения с другими Способность к кооперированию Способность разрешать конфликты |
Другие статьи:
Обязательный минимум содержания учебников для 10-11 классов по курсу «ОБЖ»
Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования определяется в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по ОБЖ и должно со ...
Основные направления работы по ознакомлению детей с народными традициями
Хорошо известно, что среди видов деятельности и имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра.
Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в ж ...