Методика русского языка – наука, определяющая содержание, принципы, методы, приемы обучения русскому языку и закономерности усвоения его учащимися. Особенностью методики как науки является то, что она опирается на данные смежных наук: лингвистики, психологии, логики и педагогики.
Предметом методики является процесс обучения русскому языку.
Методика решает четыре задачи:
«зачем изучать», т.е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному;
«чему учить», т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий;
«как учить», т.е. разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования;
«как контролировать усвоенное», т.е. определение критериев оценки, методов контроля.
Знание истории методики русского языка, закономерностей её развития необходимо для того, чтобы, опираясь на опыт и теорию прошлого, неуклонно улучшать преподавание русского языка в современных школах.
Возникновение методики русского языка как науки связывается с появлением в 1844 г. книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). В этой книге заложены основы методики как науки о законах, принципах, методах и приёмах обучения русскому языку. Характерной особенностью её является теоретическое обоснование всех выдвинутых автором положений и методических рекомендаций.
Книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» положила начало научным исследованиям в области методики русского языка.
Одним из выдающихся языковедов второй половины XIX столетия был И.И. Срезневский. Он известен как автор оригинальных методических трудов: «Замечания о первоначальном курсе русского языка», «Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте» и др.
Свою методическую систему И.И. Срезневский построил на исследовании вопросов о том, что такое язык и что значит изучать родной язык.
Идеи Ф.И. Буслаева и И.И. Срезневского по основным проблемам методики русского языка творчески развил и углубил К.Д. Ушинский. Он является автором выдающихся методических работ и учебных книг: «О первоначальном преподавании русского языка», «Родное слово» и др.
К.Д. Ушинский, несомненно, является продолжателем идей Ф.И. Буслаева и И.И. Срезневского. Однако его система содержит и много нового: глубину теоретического обоснования, широкое применение принципов наглядности, систематичности, приёма сравнения.
В начале XX в. усилилась научно-лингвистическая направленность в методике русского языка. В ее развитии принимали участие крупнейшие лингвисты: Ф.Ф. Фортунатов, выступивший в 1903 г. с речью «О преподавании грамматики русского языка в средней школе»; А.А. Шахматов – один из организаторов съездов преподавателей русского языка в 1904-1917 гг.; Д.Н. Овсянико-Куликовский – автор учебников русского языка 1907-1912 гг.; Л.В. Щерба, который выступил с докладом «О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета» и др.
Итак, история методики русского языка как науки начинается с 1844 г., когда был опубликован труд Ф.И. Буслаева, оказавший большое влияние на дальнейшее развитие методической науки.
Авторы последующих работ, несмотря на различие их взглядов и направлений, продолжили развивать основные идеи Ф.И. Буслаева, и каждый последующий методический труд вносил в разработку той или иной проблемы нечто новое.
Методика русского языка накопила значительный опыт, однако до сих пор требуют упорядочения система научных понятий и терминов, обсуждения принципы и методы обучения русскому языку, пока недостаточно изучены закономерности усвоения русского языка учащимися разных возрастов.
Методика преподавания состоит из нескольких разделов, одним из которых является орфография.
Методика орфографии – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков.
Методика обучения орфографии базируется на следующих принципах:
изучение орфографии в тесной связи с изучением фонетики, морфемики, морфологии и синтаксиса;
сопоставление различных явлений (звук и буква, фонема в сильной и слабой позиции);
структурно-семантический принцип (опора на знание состава и значения морфем в слове).
Для преподавания орфографии нужно владеть принципами русской орфографии.
Актуальность исследования заключается в том, что история русской орфографии изучена недостаточно с точки зрения формирования принципов правописания.
Цель курсовой работы – описание принципов русской орфографии, действующих в русском языке и их реализации в школьном курсе русского языка.
Задачи курсовой работы:
- описать основной принцип русской орфографии, различные точки зрения на данный принцип;
- описать другие принципы русской орфографии (фонетический, традиционные написания, дифференцирующие написания);
- проследить за реализацией принципов русской орфографии в учебниках по русскому языку, действующих в современной школе.
Другие статьи:
Цель, задачи и организация исследования
Цель исследования - определение уровня сформированности звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрией сравнительно со сверстниками без речевой патологии. Задачи: Определить содержание методики исследования восприятия и проговаривания структуры слов ...
Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы
Цель констатирующего этапа: 1) изучение уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей группы; 2) выявление уровня теоретической и профессиональной подготовки педагогов по проблеме руководства развитием сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. Были опред ...