В современных школьных учебниках по русскому языку орфография (от греч. орфо – правильно, графо ‒ пишу) – правописание – это система правил:
1) о написании слов и их частей;
2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов;
3) об употреблении прописных и строчных букв;
4) о переносе слов с одной стороны на другую.
Орфограмма – это написание, требующее применения орфографического правила, или обращения к орфографическому словарю.
В школьных учебниках 5 класса орфография представлена следующими разделами:
1) проверяемые безударные гласные в корне слова;
2) правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных;
3) правописание О, Ё после шипящих в корне слова;
4) правописание О, Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и имён прилагательных;
5) правописание гласных в приставках;
6) гласные О, Е после шипящих и Ц в суффиксах имён существительных и имён прилагательных;
7) правописание согласных в корне слова;
8) правописание согласных в приставках;
9) буквы З и С на конце приставок;
10) правописание Ы, И после приставок на согласный;
11) непроверяемые безударные гласные и согласные корня
12) правописание корней с чередующимися гласными О-И
13) правописание корней с чередующимися гласными Е-И;
14) правописание И, Ы после Ц;
15) правописание Ь после шипящих.
К морфологическому принципу можно отнести следующие правила:
проверяемые безударные гласные в корне слова;
правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных;
правописание согласных в корне слова;
На правило – проверяемые безударные гласные в корне слова – в учебнике даны упражнения следующего типа:
Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова, в которых гласные корня находятся под ударением.
Образец: посветить фонарём – свет, посвятить стихотворение – святость.
Зап вать в хоре – зап вать лекарство, пос деть в саду – пос деть от горя, раск лоть щипцами – раск лить докрасна, пол скать ребёнка – пол скать бельё.
На правило – правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных – в учебнике даны упражнения следующего типа:
Задание: Запишите словосочетания. Допишите окончания имён существительных, определяя их склонение и падеж.
Лететь в неб , человек в шляп , играть на компьютер , бродить в перелеск , приближаться к Лид , бежать по дорог , качаться на дерев , приделать к калитк , жить в радост , нет печал игруст .
На правило – правописание согласных в корне слова – в учебнике даны упражнения следующего типа:
Задание: Подберите (устно) к данным именам существительным однокоренные глаголы. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни слов.
Про ьба, моло ьба, ко ьба, хо ьба, ре ьба.
К фонетическому принципу можно отнести следующие правила:
правописание О, Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и имён прилагательных;
правописание О, Е после шипящих и Ц в суффиксах имён существительных и имён прилагательных;
буквы З и С на конце приставок;
правописание Ы, И после приставок на согласный;
правописание Ы, И после Ц.
На правило – правописание О, Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и имён прилагательных – в учебнике даны упражнения следующего типа:
Задание: Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание о, е в окончаниях.
1. Больш му кораблю больш е плавание. 2. У чуж го огня не нагреешься. 3. Не железнымключ мсердц открывается, а добротой. 4. Будь внимателен к совету старш гобрата, а о младш м заботься сам. 5. К больш му терпенью придёт и уменье.
На правило – правописание О, Е после шипящих и Ц в суффиксах имён существительных и имён прилагательных – в учебнике даны упражнения следующего типа:
Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы, составьте словосочетания с данными словами.
Камыш вый, грош вый, холщ вый, алыч вый, хвощ вый.
На правило –буквы З и С на конце приставок – в учебнике даны упражнения следующего типа:
Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки.
Ра падаться, падать, ра бить, близить, ра валить, варить, ра грузить, грузить, ра двинуть, двинуть.
На правило – правописание Ы, И после приставок на согласный – в учебнике даны упражнения следующего типа:
Задание: Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Под тожить результаты, с гранный ансамбль, раз скать родных, раз грывать роль, сверх нтересная постановка, без нициативный работник, без мянный палец, пред дущий, пред стория, без сходный, под скать, сверх зобретательный.
Другие статьи:
Современное состояние проблемы
Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более акт ...
Примеры заданий на развитие внимания младших подростков на уроках истории
Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются различные ви ...