В современном мире текст мы можем увидеть во всех сферах жизни: в художественной литературе, в прессе, в деловых бумагах. В связи с этим необходимо, чтобы ребенок научился воспринимать и анализировать текст, создавать собственное высказывание.
Актуальность данной темы состоит в том, что обучающиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; неумение самостоятельно анализировать описанную ситуацию; отсутствие навыка целостного анализа информации.
Выявленные проблемы и трудности, возникающие у школьников при работе с текстом, обусловлены целым рядом причин.
Суть обозначенных причин сводится к следующему: учащиеся не умеют понять прочитанное – мало думают сами, что, на наш взгляд, является двумя сторонами одной медали. Соответственно, для разрешения сложившейся ситуации необходимо уделить внимание этим двум составляющим: во-первых, научить школьников работать с текстом, во-вторых – заинтересовать их в изучении информации, что, в итоге, и должно обеспечить «грамотность чтения».
Остановимся на первом направлении и постараемся выяснить, почему учащимся бывает сложно работать с текстовой информацией.
Текст – это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.
Чаще всего при работе с текстом обращают внимание на освоение уровней понимания текста и прохождение нескольких фаз чтения текста.
Выявление информации предполагает выбор определённых элементов информации, отделение главного от второстепенного, нахождение доводов автора в подтверждение выдвинутых тезисов, что позволяет раскрыть содержание текста.
Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции – всё это позволяет интерпретировать текст.
Наконец, преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит присвоение текста.
Как видим, работа с информацией неизбежно требует от учащихся владения определёнными навыками, что, в свою очередь, позволяет им последовательно выполнять все указанные операции с текстом.
Таким образом, темой курсовой работы стало формирование умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Цель: рассмотреть способы формирования умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Объект исследования: формирование умений работать с текстом.
Предмет исследования: возможности формирования умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Задачи:
1. Раскрыть понятие текст, его признаки, типы и виды.
2. Проанализировать умения работы с текстом как результаты освоения ООП НОО.
3. Описать возможности формирования умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Методы: изучение психолого-педагогической литературы; анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение.
Другие статьи:
Роль сказки в развитии творческого воображения
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ...
Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой
педагогической технологии
Главной задачей системы образования становится развитие личности, её творческой индивидуальности, развитие и реализация сущностных сил ребёнка. Однако в работах многих педагогов и психологов (Р. М. Грановская, Ю.С. Крижанская и др.) отмечается, что в существу ...