Умение работать с текстом как результат освоения ОПО НОО

Педагогика » Формирование умений работать с текстом на уроках окружающего мира » Умение работать с текстом как результат освоения ОПО НОО

Страница 1

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые, с одной стороны, отражают государственный заказ общему образованию, с другой стороны, определяют его содержание. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»

Анализ федерального государственного образовательного стандарта позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью: в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Ученики получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Умение работать с текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Рассмотрим, какие требования предъявляет стандарт выпускнику начальной школы в развитии умения чтения.

поиск информации и понимание прочитанного

преобразование и интерпретация информации

оценка информации

Выпускник научится:

− находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

− определять тему и главную мысль текста;

− делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

− вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

− упорядочивать информацию по заданному основанию;

− сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

− понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение);

− понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

− понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства;

− использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

− ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

− пересказывать

текст подробно и сжато, устно и письменно;

− соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

− формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

− сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

− составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;

− высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

− оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

− на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

− участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;

Выпускник получит возможность научиться:

− использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации

− работать с несколькими источниками информации;

− сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;

− делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

− составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

− сопоставлять различные точки зрения.

− соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

− в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Этапы формирования критического мышления
Педагоги и психологи рекомендуют разнообразные стратегии обучения, нацеленные на развитие мышления учащихся. По мнению Косты и его коллег (Costa et al., 1985), детям необходимо развивать 6 видов умственной деятельности, необходимых для того, чтобы научится кр ...

Психофизиологические особенности и особенности субкультуры подростков
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще всего как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точ ...

Разделы