В последние годы проблема сиротства стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению.
Тяжелейшим проявлением кризиса современного общества стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.
Еще в советской педагогике рассмотрением проблем, возникающих у детей во время смены ступеней школы, занимались такие ученые, как Д. К. Эльконин. И. В. Дубровина Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, Т. И. Юферева, Н. М. Неупокоева, и др. Однако, они не рассматривали проблемы особенностей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и их педагогическое и психологическое решение.
Основная опора в воспитании для специалистов - это периодизации возрастного развития, наиболее общепринятый подход в отечественной науке- это периодизация Д. Б. Эльконина.
Детские дома и общеобразовательные школы-интернаты всех типов и форм собственности для детей сирот и детей, лишенных родительской заботы, призваны обеспечивать им условия для проживания, разностороннего развития, воспитания, получения определенного уровня образования, профессиональной ориентации и подготовки, готовить детей к самостоятельной жизни. Однако, как свидетельствуют научные исследования, дети, находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик, отличаются от детей, воспитывающихся в семье ( И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова).
Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, находятся в школе-интернате на полном государственном содержании соответственно установленным нормам
По мнению ученых на сегодняшний день выпускники учреждений общественного воспитания плохо подготовлены к жизни в обществе, трудно адаптируются и ориентируются в нем.
Проблемы социальной адаптации этой категории детей освещаются в многочисленных психолого-педагогических исследованиях как отечественных - М. И. Буянов, И. А. Залыгина, Е. О. Смирноваи др. , так и зарубежных - У. Боулби, М. Раффер, С. Броу и др. ученых.
В последние годы усиливается интерес общественности к проблемам учреждения интернатного типа. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей. Принят ряд правительственных документов, защищающих права ребенка, появились публикации в печати, в которых внимание авторов, к сожалению, сосредоточено в основном на материальных проблемах воспитания сирот. Это очень важно, но не исчерпывает всей глубины вопроса.
Актуальность темы
исследования выражена тем, что происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению.
Такое положение дел требует отдельного рассмотрения проблемы бытовых условий, жизнедеятельности и воспитательных воздействий на детей со стороны педагогов в учреждениях интернатного типа.
Объект исследования
– педагогический процесс в условиях организации интернатного типа.
Предмет исследования
- социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования
– определение особенностей социально-педагогического сопровождения и улучшения жизнедеятельности детей в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;
Гипотеза исследования
состоит в том, что социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната будет эффективным, если:
1) в интернате организован быт в соответствии с педагогическими, социальными, гигиеническими требованиями;
2) педагог правильно выстраивает свое взаимодействие с воспитанниками (формирует у ребенка умения по самоорганизации своей жизнедеятельности, знает об индивидуальных особенностях ребенка) и взаимодействия со специалистами (психолог, социальный работник, воспитатели).
Методы исследования:
1)теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта.
2)эмпирические методы: педагогическое наблюдение, в том числе включённое, различные виды опросов, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, изучение психологической, педагогической и медицинской документации, математические методы обработки собранного материала.
Методологическую основу исследования
составили: фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования личности (В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. Маслоу, Д. Б. Эльконин); концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребёнка в систему социальных отношений (А. А. Анцыферов, В. Н. Гуров, А. В. Мудрик и др .); работы, посвящённые изучению социума детей-сирот, воспитывающихся в государственном учреждении ( И. В. Дубровина, М. И. Лисина и др .); работы по теории и методике социальной педагогики (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик и др .); теория гуманистического воспитания (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Е. В. Бондаревская)
Однако ряд вопросов, связанных с организацией воспитательной деятельности интернатного учреждения по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей, улучшению их быта в интернате и роль в этом процессе педагога остается неразрешенным. В связи с этим возникает необходимость исследования данной темы.
Базой исследования является МОУ" Попенкская школа - интернат - детский дом для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей.
Другие статьи:
Описание и проведения диагностики уровня правовой культуры дошкольников
Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возм ...
Правила семейного воспитания и семейной педагогики
За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей; из них вытекают важные выводы, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они еще не имеют призна ...