Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников

Педагогика » Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников

Изобразительное искусство и прикладное творчество Приднестровья в дошкольной педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.

Народное искусство в национальной культуре ПМР занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. Воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, родине; честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров России, Украины, Молдавии. А также овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством Приднестровья и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и т.п.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от того, насколько педагоги умеют правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование – и придать ей познавательный характер.

Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и декоративно – прикладное творчество.

Детское декоративно – прикладное творчество из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.

Неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом, является творческое воображение. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплова, Е.Н. Игнатьева, Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Е.В. Симановского, Л. Ю Субботиной, Н.П. Саккулиной, Н.А. Ветлугиной и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет декоративно – прикладная деятельность.

В исследованиях Л.А. Парамоновой, О. Сафоновой, Г. Урадовских и др. было установлено, что в процессе декоративно – прикладного творчества из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать декоративно – прикладное творчество не только как средство создания конкретных предметов (как это было раньше), но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа (изделий, текстов, сюжетов и т.п.) Это обусловило выбор нашей темы исследования.

Объект исследования:

Процесс развития декоративно – прикладного творческого воображения дошкольников.

Предмет исследования:

Декоративно – прикладная деятельность, как средство развития творческого воображения дошкольников.

Задачи исследования:

1. раскрывать особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста;

2. определить особенности декоративно – прикладной деятельности и уровни развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;

3. разработать систему занятий по развитию декоративно – прикладного творчества для детей старшего дошкольного возраста;

4. апробировать в практике разработанную систему занятий по развитию декоративно – прикладного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования

: Изучить возможности развития и активизации творческого воображения детей старшей группы посредством декоративно – прикладной деятельности.

В результате анализа теоретических и практических источников по проблеме была выдвинута гипотеза

:

Декоративно – прикладное искусство, как вид продуктивной деятельности дошкольников, является эффективным средством развития творческого воображения, если учитываются следующие условия:

I. – определить принципы отбора произведений прикладного искусства для ознакомления с ними детей дошкольного возраста,

II. – наметить пути педагогического руководства декоративно-орнаментальной деятельностью,

III. – выделить основные приёмы создания декоративных узоров на плоских и объёмных формах.

IV. Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из 3-х этапов:

V. – знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора.

VI. – углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции.

VII.– творческое использование полученных знаний, умений и навыков.

VIII. Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных принципов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность:

IX. – построение узора в круге, в квадрате, прямоугольнике, треугольнике, ромбе, овале, различных форм, передающих образы одежды, обуви посуды, игрушек, и наконец, по возможности украшение объёмных форм. В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами. В последнее время особое внимание на занятиях по изобразительной деятельности уделяется мотивам родного края.

1) умение детьми осуществить перенос знакомых способов изображения в новые условия их использования.

2) сохранять любовь, желание и заинтересованность детей к процессу декоративно – прикладного творчества, используя для этого игровые ситуации, включающие шутки, рифму;

3) повысить активность и самостоятельность детей в процессе декоративно – прикладного творчества;

4) создание предметно – развивающей среды для органической взаимосвязи занятий с самостоятельной деятельностью детей;

Методы исследования:

– Анализ теоретической и методической литературы по проблеме, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации педагогов;

– Психолого-педагогический эксперимент, состоящий из 3-х этапов: констатирующего, формирующего, контрольного;

Эксперимент проводился в течение 6-ти месяцев на базе изостудии МДОУ №18 г. Тирасполя в группе старшего дошкольного возраста.

креативность дошкольный воображение ребенок

Другие статьи:

Функциональный подход к изучению синтаксиса и пунктуации
В V, VI, VII, VIII, и IX классах задача обучения выразительному чтению в связи с изучением синтаксиса и пунктуации значительно расширяется. При усвоении всего программного курса синтаксиса учащиеся обязаны приобрести навык выразительного чтения каждой изучаем ...

Примеры заданий на развитие внимания младших подростков на уроках истории
Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются различные ви ...

Разделы