Современный этап совершенствования обучения русскому языку характеризуется направленностью на развитие младшего школьника как личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах. Этот критерий является одним из главных показателей развивающего обучения родному (русскому) языку.
Формирование у школьников научных понятий , системы этих понятий, является одной из основных задач школьного обучения на всех его этапах, поэтому вопросы поиска путей глубокого и прочного их усвоения всегда были и остаются актуальными вопросами педагогической теории и практики. Однако анализ практики показывает, что у учащихся при формировании понятий часто возникают большие трудности. Учащиеся с трудом различают признаки понятий, с трудом соотносят их. У них затруднена такая форма мыслительной деятельности, как образование умозаключений. Наблюдается тенденция к механическому заучиванию материала.
Теоретическим обоснованием исследования послужили работы по теории общей и учебной лексикографии, раскрывающие необходимость практической реализации принципа градуальности. Градуальность подразумевает расчлененность лексикографической системы на несколько словарей одного типа, ориентированных на разные этапы обучения.
Цель исследования – рассмотреть вопрос о лингвистическом терминологическом минимуме младших школьников.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность процесса формирования специальной лексики в процессе обучения младших школьников;
Раскрыть сущность процесса формирования понятий у младших школьников.
Объект исследования - содержание и организация процесса учебнопознавательной деятельности, обеспечивающего формирование у младших школьников терминологические знания.
Предмет исследования - методические условия, создающие учащимся возможность овладеть лингвистическим терминологическим минимумом.
Методологической основой исследования является:
положение о ведущей роли деятельности в обучении и развитии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн);
учение о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
проблемное обучение (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь и др.)
теория развития познавательного интереса (Л.И. Божович, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Г.И. Щукина);
исследования по проблеме психологии и социологии чтения (А.А. Леонтьев, Л.И. Беляева, Л.П. Доблаев).
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы в исследовании использовались методы теоретического и эмпирического характера с учетом специфики каждого этапа работы:
изучение и теоретический анализ психологической, дидактической, лингвистической и методической литературы;
педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебном процессе.
Другие статьи:
Общая характеристика магистерской программы 080200.68 – Менеджмент
Цель магистерской программы – развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенции в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, с учетом хара ...
Анализ эффективности реализованных мероприятий по формированию
словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование студентов экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформиров ...