Известно, что с точки зрения психолого-педагогического аспекта обучения основными методическими требованиями, предъявляемыми к учебным текстам, являются научность и доступность. Данные характеристики, несомненно, определяют специфику словарно-понятийной стороны изложения текстового материала, поэтому в системе школьного обучения особо актуальной является проблема создания таких учебных текстов, которые, излагая научный материал на современном уровне развития науки, будут доступны учащимся по семантике.
В психолингвистических исследованиях (В.П. Белянин, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев и др.) слово рассматривается как знаковая единица, в которой органически слиты две стороны – форма и значение. В своих исследованиях Н.И. Жинкин отмечает, что замечательная особенность лексики состоит, прежде всего, в том, что конкретное слово уже в момент его появления является одновременно и знаком, и значением.
Широкая теоретическая разработка проблемы значения представлена в работах Д. Брунера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, О.К. Тихомирова и др.
Существенной особенностью лексики по сравнению с другими сторонами языка является её непосредственная обращённость к явлениям действительности, которые определяют значение данного слова. А.Р. Лурия указывает на то, что значением слова называется способность анализировать предмет, выделять в нём существенные свойства и относить его к определённым категориям.
При исследовании семантики различных слов разграничивают грамматические и лексические значения. Грамматическое значение слова обусловлено его принадлежностью к определённому классу (части речи), которой определяется его общая категориальная значимость, а также возможности его сочетания с другими словами и особенности его видоизменения (склонение, спряжение), в связи с выражаемыми им значениями и отношением к другим словам в словосочетании и предложении.
Лексическое значение слова определяется как соотнесённостью слова с соответствующим понятием, что составляет ядро лексического значения слова, так и его местом в лексической системе языка, т.е. различными связями данного слова с другими словами. Лексическое значение слова – это закреплённая в сознании говорящих соотнесённость звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности. В отличие от грамматических значений, общих для больших групп слов, лексические значения индивидуальны, поэтому их изучение представляет наибольшие трудности.
Вводя субъективный «понятийный» фактор в рассмотрение проблемы классификации слов, В.В. Виноградов определяет четыре типа категории слов, соотносимых им с понятийными категориями. Слова, составляющие первый тип, отражают и воплощают в своей структуре предметы, процессы, качества, признаки, числовые связи и др. Второй тип слов отражает наиболее общие, абстрактные категории бытийных отношений – причинных, временных, пространственных, целевых и т.п. Третий тип объединяет слова, в которых представлено выражение сферы оценок и точек зрения субъекта на действительность, и четвёртый тип слов уводит в сферу чисто субъективных – эмоционально-волевых изъявлений.
Однако выбор слов обусловлен не только денотативным планом, который стоит за ними (объекты, качества, отношения), но и смыслом, который придаёт таким словам сам говорящий, поскольку в характере используемых при говорении слов отражается наряду с предметным и смысловой план высказывания.
Лексическое значение слова определяется рядом внелингвистических и внутрилингвистических факторов. Наиболее важными являются внелингвистические факторы, а именно: связь лексического значения слова с явлениями реальной действительности (денотатами) и связь лексического значения слова с понятием как формой мышления, отражающей эти явления действительности. Денотативный фактор обуславливает номинативную функцию слова, а результатом действия второго фактора – связь языка с мышлением – является обобщённость значения слова. Внутрилингвистические факторы – это связи, которые существуют между словами и участвуют в формировании лексических значений.
Другие статьи:
Понятие наглядности и ее роль в процессе обучения математике
К понятию наглядности в процессе обучения обращались известные ученые, психологи, специалисты в области теории и методики обучения математике, ученые-математики. Наглядность как принцип обучения ввел в теорию и практику обучения Я. А. Коменский. Русский педаг ...
Педагогическое образование родителей
Уровень педагогической грамотности родителей зависит от традиций в семьях, в которых выросли они, приобретенных знаний, жизненного опыта, способности к саморазвитию. Почти всегда, на современном этапе особенно, в связи с переходом к новому типу общества, утве ...