Опыт показывает, что именно недостаточная сформированность волевой сферы является наиболее частой причиной нарушения внимания у первоклассников. Психолого-педагогическая коррекция в этом случае определяется принципом целостности и направлена не столько на изменение качеств отдельного психического процесса (внимания), сколько на формирование соответствующих качеств личности. Недостаточность внимания может быть вызвана также рядом как субъективных, так и объективных причин. К субъективным причинам могут быть отнесены типологические темпераментные особенности ребёнка, индивидуальный темп нервной деятельности, состояние здоровья (утомление, наличие хронических заболеваний, родовые травмы и т.д.). К объективным причинам можно отнести качество, степень новизны и сложности деятельности, являющейся содержанием процесса внимания. Так ребёнок может быть устойчиво и длительно внимательным при просмотре интересного фильма и отвлекаться через каждые пять – семь минут на уроке русского языка.
С помощью методики Заполнение фигур (по методике Пьерона-Рузера) можно судить об особенностях произвольного внимания, о его объёме, устойчивости и переключаемости.
В верхней строчке бланка образец – четыре фигуры, внутри которых ставятся различные знаки (+, -, =, *, могут быть и другие).
Испытуемому предлагается в остальных фигурах бланка расставить соответственно такие же знаки. Свои действия испытуемый может сверять с образцом.
Для исследования переключаемости внимания, способности к длительной, интеллектуальной работоспособности применяется модифицированный вариант методики.
После заполнения первого бланка ребёнку предлагается второй с изменением инструкции по его заполнению: необходимо те же значки проставить в другие геометрические фигуры.
Затем предлагается третий бланк, в котором нечётные ряды необходимо заполнить по образцу первого бланка, а чётные – по образцу второго.
Итоги диагностики детей 3 класса по методике «Заполнение фигур»:
У детей 3 класса 44% учащихся имеют большой объём внимания, длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них. У 33% учащихся сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво. У 16% учащихся несформированность внутренней волевой регуляции внимания.
Методика Корректурная проба (Б. Бурдон) предназначена для оценки концентрации и устойчивости внимания.
Исследование проводится индивидуально. Просматривая последовательно каждую букву в строчке, испытуемый должен вычеркнуть в бланке все встреченные им буквы к, р.
По истечении 10 минут отмечается последняя просмотренная буква.
Итоги диагностики детей 3 класса по методике «Заполнение фигур» и «Корректурная проба»:
У детей 3 класса 44% учащихся имеют большой объём внимания, длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них. У 33% учащихся сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво. У 16% учащихся несформированность внутренней, волевой регуляции внимания.
Результаты методик до проведения коррекционной работы с неуспевающими учениками 3 класса.
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Мышление |
25% |
50% |
25% |
Выделение существенных признаков |
33% |
42% |
25% |
Исключение понятий |
25% |
59% |
16% |
Память |
33% |
42% |
25% |
Внимание |
44% |
33% |
16% |
В преодолении выявленных трудностей использовались следующие методики:
1) Методика развития концентрации и устойчивости внимания;
2) методика развития объема внимания;
3) методика развития осмысления на основе слухового восприятия;
4) методика развития темперамента;
5) методика развития логического и механического запоминания;
6) методика развития долговременной памяти;
7) методика изучения переключения внимания;
8) методика «Незаконченные предложения»;
9) методика развития самооценки.
Отставание учеников может быть обусловлено такими причинами, как:
Другие статьи:
Программы по литературе для старших классов; стандарты
изучения современной литературы
Современный учитель литературы поставлен сегодня перед необходимостью выбора учебников и программ по литературе. Это первая проблема в преподавании литературы вообще, и в частности, современной. Нужно выбирать не учебник, а программу, к которой существует пол ...
Анализ успешности усвоения иностранного
языка при применении индивидуального подхода
Совершенно очевидно, что наиболее трудные вопросы, которые встают перед педагогом, индивидуальный подход при обучении иностранному языку, это вопросы о том, по каким критериям выделять особенности учащегося, каким образом определить тот начальный, стартовый у ...