Таким образом, развитие понятия "химический элемент" осуществляется в несколько этапов:
1) подготовительный — до формулирования определения химического элемента;
2) экспериментальный — до изучения атомно-молекулярного учения;
3) изучение элементов на базе атомно-молекулярного учения;
4) формирование понятия о естественной группе элементов;
5) изучение периодической системы Д. И. Менделеева и теории строения атома;
6) изучение элементов по группам периодической системы;
7) обобщение знаний учащихся в конце IX класса, установление связей понятия о химическом элементе с другими понятиями курса химии.
В X классе завершается развитие понятия о химическом элементе. В курсе органической химии прежде всего отмечают, что молекулы органических веществ состоят из атомов тех же элементов, что и неорганических.
Далее рассматривается понятие о гибридизации орбиталей атома углерода, а также о том, что атомы элемента в составе соединения не просто суммируются в разных комбинациях, а испытывают влияние других атомов, т. е. атомы одного и того же элемента в разных соединениях несколько отличаются друг от друга по свойствам. Эту мысль можно провести и в неорганической химии, но в органической она звучит более убедительно.
В курсе органической химии дается понятие о возможности соединения в одном и том же веществе большого числа одноименных атомов, что редко наблюдается в неорганических веществах.
В конце курса X класса в обобщающей теме понятие об элементе должно прозвучать как важнейшее связующее звено между неорганической и органической химией. Поэтому заключительное обобщение начинается именно с него. Особое внимание обращают на философский смысл и воспитательное значение учения о химических элементах.
Структура системы понятий о химической реакции. Понятие о химической реакции сложное и многогранное. Это, как и понятие "вещество", целая система понятий, имеющая свою структуру. В курсе химии средней школы четко различаются шесть компонентов понятия "химическая реакция", которые рассматриваются в единстве и формируются постепенно:
1) признаки, сущность и механизм реакций; 2) закономерности возникновения и протекания; 3) количественные характеристики; 4) классификация; 5) практическое использование; 6) методы исследования. Сочетание этих шести блоков понятий не только определяет систему знаний, но и позволяет вскрыть философскую сущность понятия "химическая реакция". Химическая реакция должна характеризоваться с позиций всех шести блоков содержания понятия. Каждый из них имеет свою структуру. Например, структура содержания понятий о классификации химических реакций имеет такой вид (табл. 4).
Таблица 4 Классификация химических реакций
Принципы классификации |
Характеристика реакций |
Примеры реакций |
Исходное состояние реагирующей системы |
Гомогенные Гетерогенные |
Взаимодействие азота с кислородом Взаимодействие оксида кальция с оксидом углерода (IV) |
Наличие окислительно-восстановительного процесса |
Окислительно-восстановительные Реакции, в которых окислительно-восстановительный процесс отсутствует |
Взаимодействие цинка с соляной кислотой Разложение карбоната кальция с образованием оксида кальция и оксида углерода (IV) |
Участие катализатора |
Каталитические Некаталитические |
Взаимодействие азота с водородом Взаимодействие оксида серы (IV) с водой |
Обратимость реакции |
Обратимые Необратимые |
Взаимодействие оксида серы (IV) с водой Разложение дихромата аммония |
Энергетический эффект реакции |
Экзотермические Эндотермические |
Горение магния Разложение оксида ртути |
Соотношение числа исходных и полученных веществ |
Соединение Разложение Замещение и обмен |
Взаимодействие оксида кальция с водой Разложение оксида ртути Взаимодействие железа и хлорида меди (II) Взаимодействие нитрата серебра и хлорида натрия |
Реакции, протекающие без изменения качественного состава простых и сложных веществ |
Аллотропные превращения Изомеризация |
Превращение кислорода в озон Образование одного изомера из другого |
Другие статьи:
Электронное образование
В Старом Свете стремительно развивается система электронного обучения. В передовых странах более 90 % студентов вовлечены в учебный процесс посредством Е-learning. Более 80 % вузов предоставляют услуги по дистанционному образованию. Страны-пионеры в этом смыс ...
Основной принцип русской орфографии
В отечественной науке в учении о фонеме и ведущем принципе орфографии сложилось два направления, так называемое, ленинградское, или щербовское (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, А.Н. Гвоздев, Ю.С. Маслов, Л.Л. Буланин, В.Ф. Иванова), и московское (Р.И. ...