Сложившаяся система повышения квалификации - это результат и в известном смысле итог исторического развития системы образования в России. В целях более глубокого понимания проблемы становления системы повышения квалификации остановимся на историческом аспекте данного вопроса, поскольку он представляет собой определенный научный интерес, с точки зрения использования позитивного опыта.
Историографический анализ становления системы повышения квалификации учителей показал, что наиболее подробно вопрос представлен в работах Э.Д. Днепрова, Н.А. Лукиной, Э.М. Никитина, Ф.Г. Паначина, А.П. Ситник, А.П. Стуканова, П.В. Худоминского. В публикациях Н.А. Лукиной, Э.М. Никитина, П.В. Худоминского рассмотрена периодизация развития системы повышения квалификации, которая установлена произвольно и потому не имеет принципиальных отличий.
Отметим, что первой историко-педагогической работой, в которой рассмотрено становление, развитие и совершенствование системы повышения квалификации работников образования с 1917 по 80-е гг. XX в., является исследование П.В. Худоминского. Выделенные им периоды становления государственной системы повышения квалификации (1917-1930; 1930-1950; 1960-1970-е г.) связаны с этапами развитиями отечественной общеобразовательной школы.
Развитие системы повышения квалификации с несколько иными временными границами представил в своем исследовании Э.М. Никитин [108]. Анализируя тенденции развития данной системы, автор выделяет пять периодов: 1917-1921 гг.; 30-е годы XX в., период Великой Отечественной войны и послевоенные годы, 50-60-е годы ХХ в., 1970-1980 гг. ХХ в.
Собственный взгляд на проблему периодизации представила в своем исследовании Н.А. Лукина:
период - создание предпосылок методического обеспечения образования в первой половине XIX в.
период - зарождение форм и содержания повышения профессионального уровня учителей во второй половине XIX - начале XX вв.
период - становление и развитие системы повышения квалификации учителей во взаимосвязи с изменением школьного образования в 1917-1980 гг. ХХ в.:
первый этап - строительство советской школы в 1917-1930 гг. ХХ в.;
второй этап - осуществление всеобщего начального и постепенный переход к семилетнему образованию с 1930 до середины 50-х г. ХХ в.;
третий этап - развитие творческого педагогического поиска во второй половине 50-х до начала 60-х гг. ХХ в.;
четвертый этап - осуществление всеобщего среднего образования в конце 60-х - начале 80-х гг. ХХ в.
период - модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров в период обновления общеобразовательной школы в 1984-1997 гг.:
первый этап - осуществление реформы общеобразовательной школы в 1984-1992 гг.;
второй этап - развитие общественно-педагогического движения за новую демократическую школу в 1992-1997 гг.
Остановимся на некоторых ключевых моментах становления и развития системы повышения квалификации.
Прежде всего попытаемся определиться с термином «повышение квалификации». В энциклопедии профессионального образования отмечается: «Повышение квалификации - 1) дополнительное обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний; 2) регулярное обновление, углубление и пополнение знаний в соответствующей научной и профессиональной сфере деятельности. Повышение квалификации осуществляется через центры повышения квалификации, выполняющие двоякую функцию: во-первых, частично компенсируют недостаточный уровень базовой подготовки, давая сумму знаний и навыков, необходимых для профессионального выполнения должностных обязанностей; во-вторых, дают знания и отрабатывают деловые навыки, соответствующие конкретной должности, занимаемой специалистом (т.е. повышают квалификацию).
Другие статьи:
Средства формирования словесно-логического мышления успевающих и
слабоуспевающих студентов
В психолого-педагогической литературе много работ, направленных на выявление условий и методов обучения, оказывающих наибольшее влияние на развитие словесно-логического мышления студентов в учебном процессе. При этом предполагалось, что усвоение студентами зн ...
Психология и структура педагогического общения
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общение в ...