Опираясь на методику В.Ф. Базарного, где он утверждает, что движение во время урока и каллиграфические упражнения влияют на здоровье и правильное психическое развитие школьников, можем сказать, что организм полностью отвечает за уровень учебы. Совместно со своими учениками он создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий. Данные технологии защищены 45 патентами РФ. В 80-х годах некоторые разработки были отмечены золотой, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ. В 2003 году награжден золотой медалью ВВЦ за разработку и внедрение здоровьеразвивающих технологий в образовательных учреждениях России. Его методика зрительно-кординационных упражнений заставляет делать движения головой, руками, туловищем, что позволяет раскрепостить напряжение физическое, а также и психологическое. А это в свою очередь облегчает протеканию всех психических процессов. То есть облегчает работу ученика на уроке в самый сложный этап – этап запоминания.
«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.
Режим «динамической смены поз» стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. А это очень важно учитывать и использовать во время восприятия, заучивания и извлечения знаний из памяти.
Движением и памятью тела в современной науке занимается кинестетика.
«Телесные ощущения - так переводится с греческого слово «кинестетика». Название метода Деннисон П.И. и Деннисон Г.И. разработали программу «Образовательная кинестетика», это выражение можно перевести как приобретение знаний о своем восприятии, о своих ощущениях, в том числе об ощущении положения собственного тела в пространстве.
Иногда мы не обращаем внимания на то, насколько связано наше восприятие собственного тела и успешность в учебной деятельности.
Простой пример: в спокойном состоянии вы можете стоять на одной ноге довольно долго и устойчиво. Но стоит произойти какой-либо стрессовой ситуации, вызывающей ваш эмоциональный отклик, как сбалансированное состояние тела исчезает и стоять на одной ноге становится практически невозможно, - мы падаем.
Гармония между правой и левой, верхней и нижней, передней и задней сторонами тела создает пространственное восприятие, которое необходимо для освоения таких важных навыков, как распределение текста в пространстве листа, восприятие страницы целиком, понимание математической последовательности чисел слева направо, от меньшего числа к большему и т.д. Ученик, находящийся в разбалансированном состоянии, тратит на эти простые действия очень большое количество времени.
«Образовательная кинестетика для детей» помогает обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности при помощи комплекса специальных "кинезиологических упражнений", а именно при помощи "Гимнастики Мозга".
Основанием здесь является то, что:
– левое полушарие мозга активизируется, когда двигается правая часть тела;
– правое полушарие мозга активизируется, когда двигается левая часть тела;
– обучение проходит лучше, когда оба полушария хорошо взаимодействуют между собой.
Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Одним из наиболее результативных методов при подготовке детей к школе и в младшей школе является развитие межполушарного взаимодействия, за которое отвечает кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Другие статьи:
Взаимосвязь неурочной деятельности с другими формами организации обучения
В настоящее время многие педагоги знают и широко применяют такие понятия как внеклассная, внеурочная и неучебная деятельность школьников. При этом мы часто заменяем одно понятие другим, не задумываясь о происхождении или значении этих понятий. Например, прове ...
Коррекция агрессивности детей дошкольного возраста современными методами
сказкотерапии
Известно, что наряду с характерными психологическими особенностями современных детей дошкольного возраста, наиболее часто наблюдаются отклонения в эмоциональной сфере. Многие исследователи выявляют существенные индивидуальные различия, как в поведении, так и ...