Для специальной психологии представляет интерес оценка:
1) степени и выраженности отклонений в развитии от нормы;
2) вторичных психопатологических явлений, определяющих структуру дефекта;
3) возможностей компенсаторных механизмов, которые в дальнейшем могут быть базой для подбора коррекционных мер воздействия;
4) отношения к своему дефекту и определение в связи с этим комплекса психотерапевтических процедур;
5) сохранности психических свойств как основы для компенсации и коррекции;
6) индивидуальных особенностей для повышения эффективности мер воздействия и использования их в процессе коррекции.
Современная психодиагностика опирается на методы математической статистики, позволяющие достигать наиболее точных измерений и прогноза поведения испытуемого на их основе, в том числе в процессе психокоррекционной и психотерапевтической работы.
Структура диагностического исследования
Любое диагностическое исследование имеет свою структуру, в которой выделяют три стороны – семиотическую, техническую и логическую.
Поскольку одним из важнейших условий создания современных методов психодиагностики является их четкая ориентация на возраст испытуемых, необходимо остановиться на существующей возрастной периодизации.
Каждый возраст имеет специфику, определяемую, прежде |.| его, ведущей деятельностью.
Для дошкольников игровая деятельность является ведущей. Динамичность, сенсомоторное развитие, становление (кладка основ) различных психических характеристик, и прежде всего речи, определяют этот возраст.
Для младших школьников наиболее важна познавательная деятельность. В этот период резко возрастает нагрузка на речь как средство познания и средство общения.
Для взрослых самыми важными являются преобразование действительности, производство, саморазвитие, достижение (вершины развития). Речь для них – средство самоуправления и манипулирования другими.
Следует отметить, что различные и даже сходные методики могут быть рассчитаны на разные возрастные диапазоны, 2 –
17, 3–12, 4–25 и т.д., а возрастной диапазон, на который они
рассчитаны, не всегда совпадает с принятыми границами этапов развития.
Возрастной период:
Ранний дошкольный 2–3
Старший дошкольный 4–6
Младший школьный 7–11
Подростковый и юношеский 12–19
Взрослый 20 и больше
Методы исследования
Очевидно, что все речевые навыки субъекта представляют собой сложно координированную деятельность, которая напрямую связана с психическим состоянием, и прежде всего с уровнем его тревоги.
Для обеспечения надежности результатов подбираются наиболее близкие прогнозируемой деятельности тестовые пробы, которые обращены к трем факторам:
1) речевому расстройству;
2) аспектам личности
3) микросоциальным взаимоотношениям человека.
Подбор конкретных методов исследования следует производить с учетом:
1. адекватности измеряемому параметру;
2. адаптированности в случае использования иностранных методик;
3. наличия опыта применения методики в клинических целях и по возможности на близком контингенте больных;
4. существования параллельных вариантов методики для детей и взрослых;
5. наличия нормативных данных.
Экспериментальное исследование речи проводится с помощью ряда методов, которые включают:
1) чтение стандартного текста в различных условиях (молча, вслух шепотом и с обычной громкостью, послогово, по синтагмам, с отбиванием ритма рукой, с одновременной двигательной реакцией рукой на зуммер, в условиях задержанной обратной акустической связи);
2) использование речевого материала, имеющего различную организацию (стихи и проза, тексты различной семантической трудности, сочинения);
Для статистической обработки результатов исследований в настоящее время существует достаточно широкий спектр отечественных и зарубежных компьютерных программ (например, «Стадия», «Stastistica» и др.).
Общая классификация психодиагностических методов
Выяснить, что они изучили в рамках ППД по классификации диагностических процедур каждой по отдельности и подкорректировать знания.
В общем виде психодиагностические методы
могут быть разделены:
– по направленности;
– по теоретическому конструкту, на котором они основаны;
– по форме применения
.
Разделение методов диагностики по форме
их применения носит прагматический характер. Согласно этой классификации психодиагностические методы могут разделяться на устные и письменные, бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные, вербальные и невербальные. Выбор формы чаще всего определяется имеющимися техническими возможностями (наличием компьютера или соответствующей аппаратуры, даже просто бумаги), но может также определяться и задачами исследования. Для детального индивидуального обследования могут быть применены диалогические устные техники, компьютер, а при массовом – более пригодны бланковые методики. Для логопеда разделение методик по способу подачи материала на вербальные и невербальные перестает быть формальным и становится содержательным. В качестве примера можно привести методику Векслера, в которой раздельно оценивается вербальный и невербальный интеллект.
Другие статьи:
Принципы русской орфографии
Развернутое определение орфографии дает В.Ф. Иванова «Орфография - это: 1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество: 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; 3) с ...
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и свер ...