Возможно, что для изменения сложившейся ситуации, в первую очередь, необходимо изменить практику установления оценки относительно идеала. Получение оценки по заранее сформулированным учителем (лучше - школой, государством) неизменяемым от урока к уроку критериям, лишает учителя возможности манипулировать учеником, делает школьника полноценным субъектом образовательного процесса.
В настоящее время в педагогической практике отдельные образовательные учреждения все чаще создают свои собственные оценочные шкалы. В качестве примера можно привести использование в педагогической практике моделирования системы школьной оценки, автор А.А. Остапенко. При их разработке педагогические коллективы исходят из специфики конкретной школы. Многообразие предлагаемых вариантов оценивания, соотнесенных с характеристикой школы, описание рисков позволит разработчикам объективированных квалиметрических процедур так изменить традиционную систему оценивания, чтобы в итоговой оценке удельный вес компонентов, не стимулирующих развитие компетентности, стал меньше.
Новые формы оценивания «надстраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.
Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности – в поисках источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию.
Формой такого реалистического оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности, включающего самооценивание, является технология «портфолио». Конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Использование технологии портфолио школьника или «папки личных достижений», возможно, поможет в какой-то мере решить проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика. Портфолио не используется для сравнения учеников между собой, это документация, представляющая индивидуальное развитие за определенный отрезок времени. Заключения преподавателя о достижениях, способностях, силе, слабостях и потребностях ученика должны опираться на знание полного диапазона его развития.
В современной практике в портфолио включены также разделы, посвященные планированию будущих этапов обучения в соответствии с общей направленностью непрерывного, «пожизненного» образования. Это делает портфолио рабочим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения.
С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решить две основные задачи:- проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;
- оценить его образовательные достижения, уровень сформированности ключевых компетенций и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Опыт работы с портфолио в образовательных учреждениях Самарской области показывает, что портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности. Таким образом, портфолио ученика становится одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, связанных с самоорганизацией и самооценкой ученика, осознающего собственную субъектную позицию.
Разработан также механизм оценки портфолио, в соответствии с которым можно оценивать процесс и характер работы над ним, отдельные рубрики по заданным критериям. Оцениваются все разделы, окончательный вариант портфолио, презентация портфолио. В любом случае критерии оценки заранее известны, открыты и согласованы с учениками.
Однако если портфолио проектной деятельности ученика используется для формирования компетентностей, то речь идет об оценке именно этого результата образования. Компетентности как формируются, так и проявляются в деятельности и этим отличаются от других результатов образования, например, от знаний, умений и навыков, для формирования и оценки которых в российской школе накоплен огромный арсенал традиционных методик. При проектной деятельности школьники проявляют информационную и коммуникативную компетентности и компетентность решения проблем.
Другие статьи:
Бодибилдинг: определение понятия и история становления
Бодибилдинг - (от англ. body - тело и build - строить) - вид спорта, целью которого является максимальное развитие всех мышечных групп атлета и построение эталонных пропорций тела, что и оценивается во время соревнований (в различных весовых категориях). Сост ...
Формирования и развития навыков самостоятельной творческой деятельности с использованием
учебной игры на уроках английского языка
Насколько мы можем судить, большое значение в организации учебного процесса способствует играет мотивация учения. Мышление вызывает активизация интереса к тому или иному виду задачи, чтобы filfilment того или иного упражнения. Способы обучения удовлетворяет т ...