На основании способов деятельности, владеть которыми необходимо при работе над проектами, были разработаны требования к учащимся и критерии оценки уровней сформированности компетентностей. Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них заданы группы умений на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь.
Уровни сформированности компетентностей выделены в соответствии с возрастом учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности ученика или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень ученик осваивает в начальной школе, второй - в 5-7-х классах, третий - в 8-9-х классах, четвёртый - на старшей ступени.
Требования к уровню сформированности компетентностей конкретизированы в критериях для оценки и задаются к группе умений. Разработанные критерии предназначены для бинарной оценки (да/нет). Требования и критерии оценки представлены в форме таблиц и позволяют дать качественную оценку уровня сформированности компетентностей учащихся при проектной деятельности.
Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности ученика, презентация продукта, а также наблюдение за работой в группе.
Для ученика портфолио проектной деятельности - это организатор его работы, это технология и место сбора материалов, анализа информации, инструмент самооценки и рефлексии, а для учителя - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
В образовательных учреждениях Ленинградской области разработана модель рейтинговой оценки учебных достижений учащихся. Одним из информационно-управленческих нововведений по организации профильного обучения является использование рейтинг-листов образовательного рейтинга в формировании портфолио учащихся. Описанные Т.М. Бенькович рейтинговые системы оценки с точки зрения их применения в образовательном рейтинге портфолио достаточно полно отражают учебные достижения ученика. В совокупности они представляют целостную модель, которая информативна, технологична и удобна в применении.
Опыт работы коллектива гимназии г. Волхова в данном направлении показал, что содержащаяся в портфолио учебных достижений информация об образовательном рейтинге, а также другая информация разделов портфолио вместе с творческими реферативными, исследовательскими работами, дипломами, грамотами и прочими данными о результатах обучения служит полноценным информационно-аналитическим сопровождением аттестата об окончании основной школы и одним из важных подтверждений правильности выбора учащимися варианта профильного обучения на старшей ступени общего образования.
На наш взгляд, в настоящее время работа над созданием методик и инструментария для объективной оценки уровня сформированности ключевых компетентностей является приоритетной. Однако широкий спектр проблем, которые необходимо будет решить в связи с этим, потребует значительной теоретической проработки и экспериментальной проверки, а, следовательно, и значительных временных затрат. Апробация в образовательных учреждениях различных оценочных методик должна дать материал, который позволит педагогическим коллективам сделать шаг к постижению принципов гуманной педагогики, ориентирующей учащихся на успех.
Другие статьи:
Особенности фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР распространенными являются трудности в овладении звукопроизношением. При нарушении фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР выявляется несколько состояний : недостаточное различение и затруднение в анализе ...
Методы и принципы социально-педагогической работы
по профилактике аддиктивного поведения подростков
Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору. Сохранные личностные черты и хотя бы элементы позитивной моти ...