Воспитание любви, сознательного, бережного отношения к природе, является главной педагогической задачей. Своей яркостью, многообразием, динамичностью природа воздействует на все чувства ребенка и оставляет в его душе глубокий след на всю жизнь. Она благотворно влияет на развитие наблюдательности, эстетических чувств, и впоследствии это влияние сказывается на творческой деятельности человека и его отношение к окружающей природе. Первоначальные знания о природе ложатся в основу формирования материалистического мировоззрения. Наблюдая, сравнивая, обдумывая, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. В общении с природой у детей воспитывается чувство прекрасного, любовь к Родине. Таким образом, природоведческая экскурсия является одной из массовых форм пропагандисткой и культурно-просветительной работы.
Основная задача природоведческих экскурсий заключается в том, чтобы показать объекты природы, расширить знания учеников, об окружающей природе, воспитать бережное отношение к природным богатствам, сделать каждого ученика активным и сознательным участником мероприятий по рациональному использованию, охране и воспроизводству природных богатств.
Природоведческая экскурсия проводится в естественной природной среде, ее объектами являются предметы и явления природы: лес с его растительным и животным миром, реки, озера, моря и другие водоемы; формы земной поверхности: горы, равнины, холмы и овраги, растения и животные в среде их обитания; явления природы: восход и заход солнца, облачность, северное сияние, сезонные явления природы и т.д.
В настоящее время общепринятой является классификация, в основе которой лежит деление экскурсий на следующие группы: по содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.
У каждой из названных групп имеются свои специфические признаки.
По содержанию.
В эту группу входят два вида экскурсий - обзорные и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. К их числу относятся такие, экскурсии как «Прошлое, настоящее и будущее Москвы», «Город на семи холмах», в обзорной экскурсии используется исторический и современный материал.
Обзорными природоведческими экскурсиями являются такие, которые раскрывают окружающий природный комплекс. Объектами экскурсии в природу служат различные предметы и явления живой и неживой природы. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить загородная экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы. Если это историческая экскурсия, то в е основу положено одно значительное событие или несколько событий, объединенных одной темой, иногда более продолжительный период времени.
Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп: исторические, военно-исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные и архитектурные.
Природоведческие тематические экскурсии подразделяются на ботанические, зоологические, геологические, экскурсии к уникальным памятникам природы и т.д.
Другие статьи:
Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом
В связи с тем, что в нашем исследовании принял участие педагогический коллектив одной школы, мы сочли целесообразным предварительно описать нашу выборку в целом. Мы предположили, что внутри этой группы учителей будут существовать некоторые общие тенденции, ко ...
Из опыта работы юношеского абонемента ЦГБ г. Тирасполь
В практике работы юношеского абонемента ЦГБ, конечно же, используются методы как индивидуального, так и массового руководства чтением в самых разнообразных традиционных и нетрадиционных формах, но мы остановимся на основных: Юношеская библиотека отличается сп ...