Проблема развития заботливости у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Педагогика » Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе » Проблема развития заботливости у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Страница 2

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; В.Г. Белинский, А.И. Герцен говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе. Причина этого – серьезные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведшие к социальному расслоению, снижению качества жизни достаточно большой части населения, что и повлияло на учащение вспышек негативизма, агрессии, жестокости.

Негативные тенденции, характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется прагматичное и антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого является природа.

У ребенка уже в трехлетнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано главным образом на организации совместной деятельности с взрослыми. Это отношение выражается, прежде всего, через проявление заботы о людях, природе. Источником нравственного развития ребенка является общественно-исторический опыт предыдущих поколений, который присваивается в период дошкольного детства.

Из сказанного следует: формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

У дошкольников умение быть заботливым формируется в результате воспитательного воздействия со стороны взрослых, а также в совместной с ним деятельности. Необходимо учитывать, что нравственные образцы отношения к природе должны быть представлены ребенку не только в виде готовых знаний о нормах и правилах поведения, но и через практические формы взаимодействия с природным окружением.

Усваиваемые детьми нравственные нормы и правила заботливого отношения проявляются у детей и в слове, и в действии. Дошкольники уже способны вербально выражать свое отношение к окружающему миру, способны облекать в словесную форму желания, потребности, состояние и настроение объектов природы.

Сложность формирования у ребенка такого нравственного качества, как заботливость, заключается в том, что оно является интегративным, т.е. зависит от многих составляющих: трудолюбия, альтруизма, ответственности, настойчивости, оперативности, эмпатии.

- Умение быть настойчивым.

Это качество помогает ребенку довести начатое дело до конца, преодолеть трудности, сдерживать свои импульсивные желания, считаться с интересами сверстников, потребностями живого организма;

- Совершение трудовых действий.

Детей важно учить самостоятельно, выполнять трудовые действия, осуществлять уход за животными и растениями;

- Умение быть ответственным (обязательным).

Предполагает способность ребенка отвечать за состояние живого организма и нести ответственность за совершенное (или не совершенное) им заботливое действие;

- Оперативность.Дошкольнику важно научиться незамедлительно при необходимости оказывать помощь объекту природы. Если ребенок не может самостоятельно позаботиться об объекте, он должен вовремя обратиться за помощью к товарищу или взрослому;

- Проявление альтруизма.

В ситуации необходимости важно уметь жертвовать своими потребностями и интересами ради заботы о другом, уметь на время отложить интересное для себя занятие (игру) для оказания помощи другому;

- Проявление эмпатии.Заботливость невозможно представить без умения ребенка эмоционально откликаться на нужды и потребности живого существа, сочувствовать, сопереживать ему, проявлять внимание и чуткость к нему, выражать свои положительные эмоции.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Умственное развитие в процессе обучения
Хорошо подготовленный и творчески работающий учитель сознательно включает в уроки систему развивающих факторов; в результате получается развивающее обучение, - специально сконцентрированный учебно-воспитательный процесс, в котором каждый элемент оптимизирован ...

Методики диагностики индивидуальных особенностей внимания
Опыт показывает, что именно недостаточная сформированность волевой сферы является наиболее частой причиной нарушения внимания у первоклассников. Психолого-педагогическая коррекция в этом случае определяется принципом целостности и направлена не столько на изм ...

Разделы