Обучение родному языку рассматривается как один из основосоставляющих компонентов языкового образования в единстве с развитием речи, совершенствованием учебно-познавательной деятельности, формированием личностных качеств школьника. Языковое образование - категория более емкая по своей структуре, содержанию и функциям, чем обучение родному языку. В последние годы данный подход становится все более выраженным в школьной практике.
Есть все основания признать, что современное начальное языковое образование развивается как интегрированное (т.е. объединяющее в одно целое несколько составляющих), а поэтому становится все более развивающим.
Первый принцип. Интегрированное (комплексное, взаимосвязанное) обучение русскому (родному) языку на речевой основе, развитие речи и личностное развитие школьника как языковой личности.
Данный принцип о качестве основополагающего в языковом образовании осуществляется во взаимосвязи со всеми остальными. Интегрированный материал и развивающие задания, представленные в учебниках «Русский язык», создают условия, побуждающие учащихся в определенной взаимосвязи с учебником использовать справочник «Русский язык в начальной школе», рабочие «Тетради для упражнений по русскому языку и речи», свой личный опыт. «Книги для чтения», познавательные дополнительные источники. Именно интегрированное обучение родному языку обеспечивает первоклассникам усвоение в единстве лингвистических и речеведческих знаний, развитие интереса к литературным источникам как средству культурного, нравственного и эстетического развития.
Чтобы обучение родному языку оказалось развивающим, как убеждает практика, к учебникам русского языка предъявлены определенные требования:
- материал учебников представляет интерес для школьника;
- доступность и четкость формулировки теоретических сведений;
- простота, выразительность речевых подтверждений изучаемых правил;
- художественная выразительность текстов, представленных в упражнениях;
- занимательность их сюжета.
Назначения текстов в учебниках «Русский язык» разнообразны, т.е. они выполняют вполне определенную роль, они полифункциональны. Тексты создают возможность обучать языку на речевой основе.
Учащиеся знакомятся с интересующими их явлениями окружающей действительности, с историческими событиями, с изменениями природы. И в процессе познания интересных фактов, представленных в текстах учебников «Русский язык» и в «Тетрадях для упражнений по русскому языку и речи», учащиеся осознают лингвистические основы родного языка. Точнее: усвоение особенностей языка и окружающей действительности, некоторых свойств человека, истории родной страны происходит как бы в их взаимодействие. В этом и состоит соответствие лингвистических факторов и характера выбранных особенностей окружающего мира и роль человека в нем. Имеется в виду, например, содержание текстов, вид заданий, лингвистические выводы, которые в конечном итоге представляют собой элементы теории языка.
Второй принцип. Коммуникативно-деятельностный принцип обучения русскому языку. Сущность данного принципа проявляется в том, что сам процесс учебно-познавательной деятельности представляет собой, прежде всего, коммуникацию (иначе говоря - общение учителя и учащихся, учащихся между собой, школьника с учебником или со справочником).
Теоретические сведения и правила воспринимаются школьниками не как материал для запоминания, а как руководство в деятельности, поскольку деятельность создается системой вопросов, представленных в темах учебника.
Для того чтобы познавательная деятельность учащихся содействовала их речевому развитию, учебники содержат вопросы разной целевой направленности и структуры. В каждой теме учебников вопросы представлены в определенной последовательности, обусловленной сущностью изучаемой темы. Многие вопросы носят характер учебной задачи, поскольку для ответа на вопрос необходимо пронести анализ, сравнение, обобщение. Постановка вопроса, равного учебной задаче, выступает, таким образом, для учащихся как начало совместной (или самостоятельной) поисковой деятельности.
Другие статьи:
Культурологическая компетенция
Второй блок включает дисциплины культурологического содержания, характеризующего закономерности сознания и деятельности, экономических преобразований, становления и развития рыночных отношений, различных форм собственности и организации труда, многообразия ми ...
Мотивация достижений
В первой половине XX столетия в зарубежной психологии господствовали психоналатические взгляды относительно мотивации достижения, согласно которым основные мотивы человека формируются в раннем детстве. Например, мотивация достижения (выражающаяся в стремлении ...