Место экскурсии в процессе экологического образования в начальной школе

Педагогика » Экологическое образование младших школьников на экскурсиях » Место экскурсии в процессе экологического образования в начальной школе

Страница 3

Тематика экскурсий определяется программой по природоведению. По тематике все экскурсии можно разделить на следующие группы:

· ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года;

· ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми свое местности;

· экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемами охраны окружающей среды;

· экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение природоведения. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках темы.

Экскурсия - это целенаправленный, заранее запланированный процесс. Основой экскурсии является наличие двух основных элементов - показа и рассказа. Их правильное сочетание позволяет добиться высокой эффективности экскурсии. Возрастание «экскурсионности» можно проследить на следующих видах сочетаний: рассказ больше показа; рассказ равен показу; показ больше рассказа.

Первый вид представляет собой устное выступление типа лекции или доклада, в которые включен элемент наглядности.

Второй вид. Имеется в виду такое сочетание элементов, составляющих экскурсию, где рассказ равен показу. Удельный вес наглядности, сопровождающей рассказ, увеличивается. При этом уравнивается в своем значении и воспитательном воздействии на учеников оба элемента - рассказ и показ. Если ранее это был только слушатель, то теперь он и слушатель и зритель одновременно.

Третий вид. Сочетание рассказа и показа приобретает еще более экскурсионный характер. Объем показа увеличивается и занимает основное место. Важную роль в рассказе играет анализ наблюдаемых объектов. Рассказ ведется в виде комментария, справки, объяснения, вводного слова перед показом объектов или пояснения после показа объекта. Здесь главенствует целенаправленный показ экскурсионных объектов. Рассказ занимает второстепенное место и полностью подчинен показу.

Экскурсия - та золотая середина, где методистам и экскурсоводам удается достигнуть устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них и событиях, с ними связанных.

В деятельности человека используется много различных методов. По своему значению и сферам применения все методы могут быть разделены на три категории:

· диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса независимо от сферы, где проходит исследование;

· общие методы, которые служат основой для многих наук, - анализ и синтез, индукции и дедукции, обращение и абстрагирование и др. Таким общим методом, например, является формальная логика - метод для отыскания новых результатов, для перехода от неизвестного к известному.

· частные методы, которые находят применение только в данной науке или отрасли знания, а также при использовании отдельных форм воспитания. Именно к этой категории методов и относится экскурсионный метод.

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных, не связанных между собой элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, притом не в стационарном состоянии, а в процессе развития.

Требования этого метода состоят в следующем: выявить внутренние естественные связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное и существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов.

Экскурсионным методом является такой метод сообщения знаний, в основе которого лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом. Обязательное условие экскурсионного метода состоит в том, чтобы учитель уже в ходе подготовки к проведению экскурсии на данную тему сам увидел, как это было, ясно до мелочей представлял картинку события, о котором идет речь.

Учителю необходимо иметь в виду основные положения, которые необходимо учитывать в работе:

а) в основе любой экскурсии лежи экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются основными элементами экскурсии;

в) движение - один из основных признаков экскурсии;

г) методика проведения экскурсии представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа об этих объектах, приемов которые обеспечивают наибольшую эффективность донесения знаний до аудитории.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Сказка. Виды сказок
Впервые ребенок сталкивается со сказкой в возрасте от 1 до 1, 5 лет, именно в это время каждый взрослый в семье становиться сказителем. При этом взрослые не просто рассказывают сказки, а вспоминают сказки из своего детства, которые в свою очередь им рассказыв ...

Оценка уровня достижений учащихся: проблема создания современного инструментария
Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат. Объективная оценк ...

Разделы