А.В. Мудрик, исследуя позицию лидера в разных возрастных группах, рассматривает особенности функционирования разновозрастных отрядов. Автор отмечает, что в младших классах главная функция лидера – организаторская, поэтому подростки старшего возраста выступают для своих более младших товарищей в качестве руководителей, организаторов. Кроме этого, достаточно развитой лидер в этом возрасте является посредником в общении дошкольников и старших школьников. В подростковом возрасте создается оптимальная среда развития самодеятельности и творчества. Здесь лидер выступает в роли «руководителя». Поскольку на старших подростков возлагается ответственность за работу школьной организации, в старших классах лидер выступает еще и в роли «консультанта» для среднего звена школьников. При этом А.В. Мудрик акцентирует внимание на воспитании у старшеклассников, стремящихся к лидерству, навыков самонаблюдения и самоанализа, т.е. навыков рефлексии. Автор пишет, что «рефлексия – это способность и умение видеть себя, свои действия, свои отношения с людьми, способность познавать свой внутренний мир и понимать себя». Именно рефлексия формирует у подростка адекватную самооценку, способствует его саморазвитию и самовоспитанию как личности, и лучше всего это происходит в семье. Поэтому создание ранних условий для совместных творческих дел в семье потребует создания специальных условий организации «…определенного образа жизни ребенка, где вся работа с ним основывается на началах нравственности и творчества».
Таким образом, рассмотренные нами подходы с достаточной полнотой и с различных позиций позволяют сделать вывод о том, что общество является важным фактором обучения подростков лидерству. Чем лучше дети подготовлены к жизни и чем лучше они понимают то, что их окружает, тем вероятнее они будут подготовлены не только к последующей жизни в обществе, но и сами внесут свой вклад в его развитие и благосостояние.
При рассмотрении воспитательной системы и ее компонентов с точки зрения синергетического подхода Н.Л. Селиванова обнаруживает существование зон неупорядоченности в процессе развития этой системы. Это служит весомым аргументом для изучения процессов самоорганизации систем воспитания и управления этими системами с позиции идей теории синергетики (самоорганизации). В нашем исследовании мы попытались соотнести некоторые положения данной теории со стохастичностью процесса лидерообразования. Такое соотнесение позволило нам увидеть универсальность и полноту содержания будущей воспитательной системы, т.к. основные положения синергетической теории сводятся к следующему:
1) Существование в воспитательной системе нестабильных, неустойчивых состояний является условием её стабильного и динамического развития. Лидер в воспитательной системе всегда выступает в качестве нестабильного элемента. Он постоянно изменяется, растет, движется, а это движение порождает противоречие между традиционной стабильностью и новационной динамикой.
2) Малые воздействия или воспитательные процессы, происходящие на микроуровне, могут стать для системы определяющими. Ведь развитие группы будет всегда зависеть от направленности лидера, его ценностных ориентаций; малейшие изменения в позиции лидера приведут группу к трансформации.
3) В то же время наблюдается обратная связь: предполагаемое будущее состояние воспитательной системы организует и формирует её уже сегодня, т.е. перспективная воспитательная система должна отражать уже сегодняшние достижения.
Результаты исследований личности разными учеными-педагогами, психологами и социологами сведены в единые представления – «образы человека» и описаны А.Г. Асмоловым. Ученый выделяет четыре «образа человека», которые, с педагогической точки зрения, являются ориентирами в стратегии воспитания личности:
– «человек ощущающий» (человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как устройство по переработке информации);
– «человек – потребитель» (постоянно в чем-то нуждающийся человек; человек как система инстинктов и потребностей);
– «запрограммированный человек» (в поведенческих науках – человек как система реакций, в социальных – как репертуар социальных ролей);
– «деятельный человек» (человек, осуществляющий выбор; человек как выразитель смыслов и ценностей .
Так как воспитание (как одно из направлений развития личности) имеет индивидуальные и социальные характеристики, то описание всех процессов и методов воспитания целесообразно вести параллельно.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что адаптировать ребенка в социум – задача наитруднейшая. Социум – это естественная, сложная и гигантская школа жизни. В социуме на практике проверяется все то, что заложено в ребенке школой и родителями. И если в ребенке воспитаны качества лидера, тем больше вероятность его выживания в хитросплетениях жизни и даже продвижения вверх по иерархической лестнице. Общество – это важнейшая школа обучения лидерству.
Другие статьи:
Двигательная
характеристика и методика обучения дошкольников спортивным играм
Методика проведения спортивной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка во ...
Изменения в современной школе в связи с «информационным взрывом»
Все, сказанное в предыдущей главе приводит к мысли, что за период обучения в школе уже невозможно будет передать детям то количество знаний, которое понадобиться им в течение всей жизни. Конкретная информация, которую мы можем дать нашим детям, составляет тол ...