Воспитание лидера как психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Термин «лидер» имеет англоязычное происхождение. В словаре иностранных слов понятие «лидер» раскрывается как «член группы с наивысшим статусом, за которым признается право принимать решения в значимых для этой группы ситуациях». Согласно определению философского энциклопедического словаря, «лидерство» (англ. – «лидер» – ведущий, руководитель) – один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид (или часть социальной группы) выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия.

Проблема лидерства привлекала к себе внимание на протяжении многих веков. Геродот, Плутарх и другие античные историки ставили в центр исторических повествований действия выдающихся лидеров-монархов, полководцев. Для Ф. Ницше стремление к лидерству – проявление «творческого инстинкта» человека. По З. Фрейду, массы нуждаются в авторитете, аналогичном авторитету отца семейства. Многие исследователи лидерства опираются на типологию авторитета, разработанную М. Вебером, согласно которой существуют: а) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций; б) рациональное (бюрократическое), основанное на вере в законность существующего порядка и его «разумность» (например, лидер-чиновник, исполняющий государственную функцию); в) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности индивида.

В современной зарубежной социологии проблема лидерства переводится в план эмпирических исследований в малых группах, выявляющих психологические и специально-психологические аспекты лидерства (К. Левин, Х. Джайнотт, Дж. Морено).

В Европе распространено мнение, что теория лидерства научного типа издана Г. Тардом (1843–1904) и Г. Лебоном (1841–1931), поскольку до них утверждалось, что исторические события и судьбы государств и народов определяют только «большие лица» – герои, цари, императоры и т.п. Противоречивость взглядов этих мыслителей на лидерство и черты лидеров сказалась сразу: Г. Тард считал, что толпа, подхватывая мысли лидера и подчиняясь ему, играет второстепенную роль. Г. Лебон же убеждал в том, что все происходит наоборот – толпа доминирует над лидером и своей численностью принуждает его избирать лишь те цели и средства их достижения, которые нравятся толпе, что исключает ее бунт и непокорность.

По стилю различают «авторитарное» лидерство, предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы, и «демократичное» лидерство, позволяющее членам группы участвовать в управлении ее деятельностью и в установлении целей. К. Левин предложил еще один стиль лидерства – «попустительский».

Вопросами воспитания лидера занимались многие ученые. Среди существующих теоретических подходов к воспитанию лидерских качеств выделяются три наиболее известные: Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, Р.Д. Мубинова [40] выделяют «теорию черт», пытаясь определить набор психологических черт, присущих лидеру; «ситуационная теория» утверждает, что лидерство – это продукт ситуации (т.е. свойства, черты или качества лидера оказываются, согласно этой теории, относительными) (А. Менегетти, Ф. Карделл, Р. Дилтс ); «системная теория» лидерства рассматривает процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера – как субъект управления этим процессом (М. Хьюстон).

Для большинства отечественных исследователей проблемы лидерства характерно рассмотрение этого феномена в контексте совместной групповой деятельности, когда во главу угла ставятся не просто «ситуации», но и конкретные задачи групповой деятельности, в ходе которой определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать всю группу для решения этих задач (О.Ю. Бандурович, К. Корсак и др.).

Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии особого уровня влияния, доказывают в своих исследованиях К.А. Абдульханова-Славская, Г.М.А.Л. Уманский и другие.

Все это многообразие определений подтверждает правильность выбранного нами направления для более пристального изучения – определение лидерства, которое можно обозначить как «лидерство – это воспитание характера», при котором лидеры будут отличаться скромностью, толерантностью, ответственностью, интеллектуальной компетентностью.

Среди различных подходов к проблеме лидера следует выделить также исследование А.Н. Лутошкина, в котором представлена модель развития коллектива и лидера в нем. Эта модель позволяет учащимся самостоятельно определить уровень зрелости своего коллектива и свой собственный уровень, соотнося эмоционально-символические образы из прочитанных книг («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел») и своё окружение.

А.Н. Лутошкин признает, что лидер – это прежде всего организатор, а «организовать – значит внести в дело определенный порядок, привести какое-либо явление, процесс в систему». Действия организатора должны складываться из двух основных компонентов – «внутреннего» (работа над задачей, поставленной родителями, анализ создавшегося положения) и «внешнего» – практического (взаимодействие непосредственно со сверстниками) .

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Развитие произвольной памяти младших школьников
При усвоении учебного материала необходимо преднамеренное, или произвольное запоминание и воспроизведение. В отличие от непроизвольного, такое запоминание является целенаправленным, подчиненным задаче запомнить или воспроизвести. Продуктивность произвольного ...

Методы и приемы заботливого отношения к природе
Классическая педагогика выделяет два понятия – «методы обучения» и «методы воспитания», теоретическое рассмотрение которых поможет определить и охарактеризовать методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи отмечают, что методы об ...

Разделы