Происходившие в Российском государстве на рубеже XX–XXI вв. политические и социально-экономические перемены оказали серьезное влияние на все стороны современного состояния общества. Они привели к изменению ценностных ориентаций всего общества, но прежде всего – подростков и молодежи, к деформированию у них ранее существовавших ранее убеждений и взглядов, вытеснению духовных потребностей, ослаблению воспитательной функции семьи, самоустранению большей части родителей от воспитания своих детей.
Считается, что лидерские качества, так необходимые сегодня каждому человеку, закладываются и первоначально воспитываются в семье и школе. Это актуализирует проблему изучения воспитательного потенциала семьи и школы в деле формирования личности ребенка-лидера. Следует сказать, что последние десятилетия, охарактеризованные как годы информационного бума и сплошной компьютеризации, отмечены появлением детей «нового сознания ХХI века», детей, владеющих современными знаниями, информационными технологиями, но физически и психически уязвимых. Семья и школа являются институтами, заинтересованными в воспитании лидерских качеств у подростка и способными это осуществить, именно их действия и роль во многом предопределяют личностные качества будущего лидера.
Лидер должен быть подлинным носителем подлинных нравственных ценностей, он должен отличаться не воинственностью и безграничной разнузданностью, а высочайшей интеллектуальной компетентностью, толерантностью, пониманием самого себя и других, ответственностью, способностью к объединению других на равных началах для созидательного действия.
В современной России проблема лидерства входит в группу наиболее важных проблем в поиске путей выхода из сложившегося кризиса. Поэтому одним из приоритетных направлений «Программы развития воспитания в системе образования России» является направление «Лидер». Это направление призвано повысить потенциал системы воспитания, способствовать эффективности модернизации российского образования в предстоящие годы.
Цель исследования
– разработка социально-педагогических условий взаимодействия школы и семьи в воспитании у старшеклассников лидерских качеств.
Объект исследования
– процесс психолого-педагогического воздействия школы и семьи на воспитание лидерства школьников.
Предмет исследования
– педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитании у подростков лидерских качеств.
Гипотеза исследования
– взаимодействие семьи и школы в ходе воспитания у детей качеств современного лидера будет наиболее эффективным, если будут реализованы следующие условия:
– создается целостное социально-образовательное пространство взаимопомощи семьи и школы в целях воспитания лидерских качеств у подростка;
– сочетаются коллективные и групповые формы работы педагогов с родителями в целях педагогического просвещения родителей, повышения их психолого-педагогической культуры и ответственности за воспитание лидерских качеств у своих детей;
– создаются и совершенствуются условия для активного включения самих подростков в процесс самовоспитания, самооценки, саморазвития.
Задачи исследования:
1.
Изучить психолого-педагогические основания воспитания лидерских качеств у школьников.
2. Выявить педагогические возможности взаимодействия семьи и школы в воспитании лидера в современном дагестанском социуме.
Теоретическая основа исследования
базируется на положениях о развитии личности в различных видах коллективной деятельности (А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, О.С. Газман, А.Н. Лутошкин и др.); на идеях об интегральных характеристиках личности и деятельности (А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.А. Сластенин). В Дагестане о важности традиций в воспитании ребенка специальные исследования о народной педагогике данной проблеме провели современные ученые Б.Ш. Алиева, З.М. Магомедова, Г.М. Махаева и др.
В зарубежной науке по проблеме педагогики лидерства представляют интерес работы Роберта и Джин Байярд, Р. Бернса, Д. Добсона, В. Сатир, Э. Фромма, в которых излагаются вопросы взаимоотношений детей, родителей, педагогов.
Экспериментальной базой
исследования явились: учащиеся 10 классов, их родители и учителя СШ №8 г. Кизилюрта. Исследованием были охвачены 23 родителей и 10 педагогов и 53 учащихся 10 классов.
Методы исследования:
анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме, анкетирование и беседы с родителями и педагогами, наблюдение, изучение семейного и школьного опыта воспитания.
Практическая значимость исследования
заключается:
– в возможности использования разработанной модели взаимодействия семьи и школы в воспитании личностных качеств подростков в работе общеобразовательных учреждений;
– в возможности использования положений и выводов при работе с родителями, педагогами, психологами, с самими школьниками.
Другие статьи:
Электронное образование
В Старом Свете стремительно развивается система электронного обучения. В передовых странах более 90 % студентов вовлечены в учебный процесс посредством Е-learning. Более 80 % вузов предоставляют услуги по дистанционному образованию. Страны-пионеры в этом смыс ...
Коммуникативная культура преподавателя: сущность, структура, функции
Приступая к рассмотрению феномена коммуникативной культуры преподавателя, во-первых, необходимо отметить те тенденции в развитии современного общества, которые послужили проявлению активного интереса ученых из различных областей науки к исследованию данного я ...