Школа как фактор воспитания лидерских качеств

Страница 3

Путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века открывают идеи О.С. Газмана. Педагогической целью образования ребенка, равно как и лидера, он определяет идею свободы ребенка в образовании. Эта идея включает в себя «понимание социального устройства жизни и человека, а себя в этой жизни – как «особости», индивидуальности, обладающей правом на интеллектуальную и экономическую свободу, моральную автономию, социальную суверенность».

В сфере воспитания лидера мы придерживаемся позиции О.С. Газмана, который признает экзистенциональную сущность ребенка, его права на свободное самоопределение и самореализацию.

Идею свободоспособности человека характеризует автономность и нонконформистское сосуществование. Нами эта идея понимается как способность человека делать свой выбор в самостроительстве своей жизни и является в воспитании лидера наиважнейшим фактором. Эта идея позволяет человеку гармонично выстраивать свои отношения с миром.

Так как свободоспособность зависит от образовательного пространства, общества и человека в целом, то, естественно, что все процессы развития (индивидуализация и социализация), происходящие в этом пространстве, взаимосвязаны .

Интересно мнение О.С. Газмана относительно «педагогики необходимости», сопровождающей процесс социализации. Методы, с помощью которых строится этот процесс, должны быть гуманистическими. В нашем исследовании при реализации избранных моделей мы использовали диалоговый метод культуры взаимодействия, способствующий саморазвитию ребенка.

Рассматривая проблему индивидуализации личности, О.С. Газман выделяет четыре специально педагогически организованных действия, характеризующие взаимодействие взрослых и ребенка по поддержке и развитию в ребенке природного и приобретенного индивидуального опыта:

– индивидуально-ориентированная помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение ими их природной «самости» и человеческого достоинства;

– создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных и других способностей, характерных именно для данного индивида;

– поддержка ребенка в автономном духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении («адаптивной активности», по В.А. Петровскому);

– поддержка ребенка в развитии его способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору).

Важным для нас является то, что «педагогика свободы» рассматривается как теория и практика деятельности профессионалов, ориентирующихся на развитие у детей свободоспособности. Именно эта идея объединяет сегодня педагогов-новаторов, тех, кто видит проблему образования личности как проблему индивидуального саморазвития, кто строит свой педагогический процесс взаимодействия с ребенком как субъект-субъектные отношения, в которых доминирует равный взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

Изучив структуру детского коллектива, этапы его развития, работу органов детского самоуправления, показанные в трудах отечественных исследователей А.С. Макаренко, Т.Н. Мальковской, Л.И. Уманского, мы полагаем, что активная позиция личности как проявление лидерства может быть воспитана только в педагогически организованном детском коллективе, который пройдет все необходимые этапы своего развития – от формирования зачатков коллективизма (на первом этапе) до развития творческого потенциала (на последнем).

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Содержание программы по математике Республики Казахстан
Авторы программы Республики Казахстан по математике Т.К. Оспанов и Ж.Т. Кайынбаев и другие считают, что математика на начальной ступени школы является органической частью курса математики основной ступени школы. Сказанным обусловлена необходимость достижения ...

Каковы структурные элементы учебной деятельности
Учебная деятельность имеет структуру, состоящую из: мотивации; учебных задача, с постановки которых начинает развертываться учебная деятельность (в определенных ситуациях в различной форме заданий); учебных действий - преобразования ситуации для обнаружения в ...

Разделы