Взаимодействие – непременное условие жизнедеятельности любой образовательной и воспитательной системы. Еще в ХIХ веке В.В. Розанов предупреждал о том, что образование «в правильных своих формах есть высший для человека дар истории, но дар, могущий стать в своей неправильности истинным его несчастьем». Под «правильными формами» образования понимаются, прежде всего, факторы взаимодействия обучающегося и обучаемого.
Теорию, систему и технологию «педагогического взаимодействия» целостно характеризуют И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов (1998). Они отмечают, что «сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь». В педагогическом взаимодействии ими выделяются две стороны: функционально-ролевая и личностная, так как все субъекты (педагоги, ученики, родители, референтные лица и др.) воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой, проявляют индивидуальные, личностные качества. Достаточно подробно ученые рассматривают основные стратегии (кооперация и конкуренция), феномены как психологические новообразования личностного и межличностного характера (статус, авторитет, фасилитация, взаимопонимание, доверие, отраженная субъектность и др.), коммуникативные задачи (общие и текущие), а также способы реализации (совместная деятельность и сотрудничество) педагогического взаимодействия.
Анализируя понятие «взаимодействие», известные педагоги Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов (1999) пишут: «Взаимодействие – одно из воплощений связей, отношений между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняя друг друга, вместе успешно эти задачи решают. … Взаимодействие может быть внутренним (взаимное понимание) или внешним (совместная работа, обмен понимающими взглядами, понятными жестами), но отнесено к некоему, условно говоря, «третьему» объекту, находящемуся вне взаимодействующих сил». Педагогическое взаимодействие (ПВ) своеобразно, оно работает на образование Человека, развитие его социальности, придавая жизненные токи системе воспитания. В пределах этой системы переплетается ряд взаимодействий: между педагогами, между воспитанниками, между педагогами и родителями,
между самими родителями, в целом между учебно-воспитательными учреждениями и их средой и т.д.
Исследуя психологию педагогического взаимодействия, Я.Л. Коломинский (2007) полагает, что педагогическое взаимодействие имеет внутреннюю основу и внешнее проявление. Внутренняя основа педагогического взаимодействия – это педагогическое отношение (чувства – эмоциональные переживания, образы и мысли учителя, связанные с учащимися и педагогической деятельностью.) Внешние проявления педагогического взаимодействия – общение и педагогическая деятельность.
Обобщая представленный выше ряд подходов к исследованию понятия и сущности «взаимодействия» (а именно – «педагогического взаимодействия»), мы будем придерживаться взглядов и разработок И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, Б.З. Вульфова и В.Д. Иванова, Е.А. Левановой, Н.А. Моревой, что дает нам возможность применить их идеи к воспитательному процессу и организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей по развитию лидерских качеств у детей.
Другие статьи:
Примеры заданий на развитие внимания младших подростков на уроках истории
Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются различные ви ...
Способы формирования критического мышления
Существует великое множество приёмов и способов для формирования критического мышления, все они зависят от фантазии и творческого подхода педагога. Формировать критическое мышление можно как целенаправленно (на спецкурсах, дополнительных занятиях, внеурочных ...