Необходимо было создать условия, при которых подростки во время игры проявят лидерские качества, избегая конфликтные моменты. С целью выработки умений по предупреждению конфликтных ситуаций мы предлагали проведение деловой игры «Внимание, конфликт».
Целью и задачами игры было научить подростков самостоятельно анализировать свои и чужие поступки и действия, совершаемые в обществе, разрешать конфликты гуманным способом. Методика проведения игры состояла из следующих элементов:
2. Выполнение упражнения «Кулак».
Для проведения игры вся группа разбивалась на пары. Партнеру «А» предлагалась сжать кулак, а партнер «Б» любыми доступными ему способами должен был разжать кулак. Упражнение со сменой позиции занимало 5 минут. По окончании упражнения проводился анализ игры, в ходе которого объяснялось, что сжатый кулак понимается, как нежелание человека вступать во взаимоотношения (конфликтная ситуация). Предполагалось, что при выполнении такого упражнения большинство подростков применят болевой прием, то есть будут пытаться разжать кулак с помощью силы. На основании данного примера можно было объяснить разные типы разрешения конфликтов, которые связны с проявлением силы, угрозы.
Деловая игра «Внимание, конфликт» предполагала ещё и третий этап:
3. Продуктивная игра «Конфликт». Суть этой игры состояла в поиске решения конфликтной ситуации. Для этого группа подростков делилась на микрогруппы, каждая из которых выступала в определенной роли:
1 группа – участники конфликта;
2 группа – одноклассники;
3 группа – учителя;
4 группа – родители;
5 группа – посторонние наблюдатели.
В обращении-инструкции ребята сначала всем классом рассматривали ситуацию игры «Кулак», пытались объяснить ее. Каждая группа получала лист бумаги. В течение трех минут группа должна была найти причину возникновения конфликта с позиции своей роли. Через 3 минуты лист передавался и роли менялись, при этом прикрывалась часть листа, где излагалось мнение предыдущей группы. За 15 минут все группы описывали причину возникновения конфликта со своих позиций.
В обращении-инструкции мы предлагали развернуть листы и прочитать высказанное мнение. Описанные варианты нами обобщались, и совместно велся поиск верного способа разрешения конфликта.
Заканчивалась игра «Внимание, конфликт» эстафетой добрых пожеланий. Она представляла собой фрагмент «Огонька», когда, сидя в кругу, ребята передают из рук в руки уголек (символ Дружбы) и высказывают добрые пожелания друг другу.
Из всего этого можно сделать вывод, что целостную модель, включающую различные виды деятельности по воспитанию качеств лидера, можно получить при помощи различных мероприятий, проводимых с подростками и направленных на создание ситуаций, способствующих проявлению лидерских качеств у учащихся. Например, смотр знаний, лидерских умений и навыков хорошо демонстрируется в ходе «Лидерского марафона», который проходит в форме заочного путешествия по маршруту лидера. Каждый маршрут – это путь, по которому группа выполняет задание. Отряд наблюдателей, состоящий из учителей, родителей и представителей школьного самоуправления, оценивает работу групп лидеров.
Целью и задачами «Лидерского марафона» является проверка у подростков усвоения знаний и умений будущего лидера, им предоставляется возможность в игровой ситуации пережить успех собственной деятельности в качестве лидера, ответственного за свой маршрут.
Задания, выполняемые подростками в ходе «Лидерского марафона», носят разносторонний характер, который показан в табл. 6.
Таблица6. Модель игры «Лидерский марафон»
М а р ш р у т ы |
Ц е л и и з а д а ч и |
С о д е р ж а н и е з а д а н и й |
Сократовский |
Проверяется умение вести дискуссию |
Игра «Дипломатия», в которой создаются условия для преодоления кризисных, конфликтных ситуаций путем переговоров |
Платоновский |
Проверяются умения находить достойный выход из конфликтной ситуации |
На карточках излагаются различные конфликтные ситуации. Задача группы – решить проблему (способы решения предлагаются). Задача – выбрать оптимальный способ |
Рефлексивный |
Проводится психологическая диагностика конфликта между людьми |
Тестирование оппонентов (или анкетирование) |
Ньютоновский |
Проверяются умения самостоятельно проводить и организовывать творческую деятельность |
Конструирование и моделирование форм и методов управления какой-либо деятельностью в группе (например, создание видеоролика о своём классе, школе) |
Информационно-демонстративный |
Проверяются умения лидеров работать с информацией, а также умение предоставлять информацию членам группы и другим лидерам (или они сами должны показать умение довести информацию до группы) |
Выпуск информационного бюллетеня – демонстрация работы лидеров разных групп |
Другие статьи:
Какая связь между контролем, оценкой учителя и
самоконтролем и самооценкой обучающегося
Контроль - процедура получения информации о деятельности и ее результатах, т.е. процедура, обеспечивающая обратную связь. Самоконтроль - самостоятельная процедура. Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом со ...
Башкирские праздники
У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовно-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются иск ...