Исследуя проблему развития творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе эстетического воспитания, О. П. Котикова и В. Г. Кухаронак отмечают, что «приоритетным сущностным аспектом эстетического воспитания младших школьников является развитие их творческого потенциала . Развитие эмоциональной сферы и усвоение определенных знаний из области искусства, а также развитие эстетического сознания наиболее эффективно происходят в процессе художественно-творческой деятельности» .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в последние десятилетия эстетическое воспитание рассматривается как процесс, направленный на формирование у детей способностей к активной творческой деятельности.
Понятие «эстетическое воспитание» является основополагающим в категориальном аппарате теории эстетического воспитания и включает ряд зависимых от него понятий. При определении средств эстетического воспитания исследователи придерживаются мнения, что оно охватывает все сферы жизнедеятельности человека, и выделяют: искусство как универсальное средство эстетического воздействия на личность; окружающую среду; эстетическое общение; познавательную, трудовую, спортивную, игровую и другие виды деятельности. Особое значение в эстетическом воспитании приобретает художественное воспитание, образование и развитие.
В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать.
Б.Т. Лихачев отмечает: «Художественное воспитание - целенаправленно осуществляемый процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Искусство является частью эстетической культуры, как художественное воспитание- часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.
Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Существуют еще два понятия, которые также являются базовыми категориями, и на которых строится процесс обучения искусству в общеобразовательной школе. Это художественное образование и развитие. Художественное образование – процесс освоения учащимися совокупности знаний, умений и навыков, формирования мироззренческих установок в области искусства и художественного творчества. Художественное развитие личности – это целенаправленное формирование способностей в той или иной области искусства .
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям, поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
Наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Б.Т. Лихачев: «Правильнее определять цель эстетического воспитания с позиций единства искусства и жизни, его идейно-эстетического, педагогического значения. Она состоит в формировании такого идейно-эмоционального отношения к искусству и жизни, которое определяется нравственно-эстетическим идеалом » .
Другие статьи:
Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих
детей
Формирование произношения в средних классах протекает в условиях, когда пользование дактильной речью сокращается, что сближает условия устного общения с теми, которые свойственны слышащим детям. Работа над произношением в этот период осуществляется в своеобра ...
Фольклорный праздник в системе средств народного воспитания
Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учеб ...