В процессе изучения вопроса о применении в практике проблемных коммуникативных задач с целью активизировать познавательную деятельность учеников на уроках иностранного языка выяснялись цели таковых в преподавании данной дисциплины. Итак, все опрошенные учителя считают, что проблемные коммуникативные задачи призваны активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать приобретению новых знаний, развивать логику и творческие способности ребёнка, способствовать формированию и развитию навыков самостоятельной работы, что подтверждает теоретические исследования по данной теме. Такая цель данного типа задач как демонстрация решения проблем признаётся только 20% опрошенных учителей, что можно объяснить тем, что самостоятельное решение выходит на передний план. Применяют коммуникативные проблемные задачи раз в несколько уроков 60% опрошенных педагогов, остальные раз от раза, объясняется это тем, что средний уровень языковой подготовки учеников не достаточно высок. К тому же специфика предмета такова, что большое количество информации выдаётся традиционным методом.
Также ученикам двух 8 классов (общий языковой уровень средний, есть несколько учеников с высоким языковым уровнем) в ходе работы над различными темами ученикам был предложен ряд проблемных коммуникативных задач самостоятельного продуктивного уровня проблемности в соответствии со всеми условиями. При постановке учитывались возраст и интересы учащихся, по возможности предъявлялись как ситуации из реальной жизни. В связи с уровнем подготовки учеников и определёнными сложностями решения коммуникативных проблемных задач при необходимости допускался частичный переход на родной язык для соблюдения условия доступности, работа над задачей будет бесполезной, если она не будет понята учениками. При этом замерялось количество учеников, участвовавших в их решении, и сравнивалось с числом обычно активных учеников. Так, в одном классе обычно активных учеников 20%, в другом 27% от общего количества. При постановке проблемой коммуникативной задачи число активно принимавших участие в решении возросло до 70% и 64% соответственно. Объяснятся это также тем, что такого типа задания были для детей новыми, что вызвало дополнительный интерес.
В процессе решения поставленных проблемных задач, перетекающих в проблемные ситуации, ученикам была предоставлена определённая степень самостоятельности для обсуждения в группах, функция учителя сводилась к корректирующей. Первую предложенную задачу полностью самостоятельно решить не удалось. Объяснить это можно тем, что она не было достаточно понятно объяснена. После чего была проведены соответствующие изменения, что доказало важность формулировки задачи в известных ученикам конструкциях.
Для решения предложенных коммуникативных задач ученикам необходимо было использовать не только знания иностранного языка, но и их общие сведения о ситуации, что явилось попыткой научить решать общие, абстрактные проблемы. Было замечено, что ребята пытались решить все задачи путём применения лишь знаний предмета, забывая отнесённость к внеязыковой действительности, приходилось подсказывать, призывать к рефлексии. При этом решение традиционных заданий возникало сложностей.
Таким образом, проблемные коммуникативные задачи в связи с их спецификой не в полной мере используются в преподавании иностранного языка, хотя призваны научить системе умственных действий, решению общих проблем, развивать общие способности детей. Поэтому систематическое применение задач такого типа в обучении в дальнейшем поспособствует повышению личностной активности учеников, развитию навыков самостоятельной работы в группе и индивидуально.
Другие статьи:
Многостороннее
влияние спортивных игр на развитие двигательных функций и совершенствования
систем организма
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — ...
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал д ...