Способы дифференциации предлагают:
· дифференциацию содержания учебных заданий:- по уровню творчества;- по уровню трудности;- по объему;
· использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:- по степени самостоятельности учащихся;- по степени и характеру помощи учащимся;- по характеру учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задание предлагаться ученикам на выбор.
- Дифференциация учебных заданий по уровню творчества
Эта дифференциация предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный.
К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения (решение примеров на изученные вычислительные приемы, решение простых уравнений и т.д.).
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации.
В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
Выделяют следующие черты творческой деятельности:
· самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
· умение видеть новую проблему в знакомой ситуации;
· уметь видеть новую функцию объекта;
· альтернативное мышление, т.е. умение видеть возможные решения проблем, способы решения.
С учетом этих характеристик на уроках математики чаще всего используются следующие виды продуктивных, творческих заданий:
– поиск закономерностей;
– задания на классификацию математических объектов;
– задания с недостающими и лишними данными;
– преобразование данного математического объекта в новый;
– исследовательские задания;
–выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
– самостоятельное составление задач, математических выражений и т.д., т.е. создание нового продукта;
– нестандартные задачи и задания.
В зависимости от характера математического материала учитель может подобрать и другие типы упражнений, требующих от младших школьников продуктивных учебных действий.
- Дифференциация заданий
Возможны следующие варианты организации дифференцированной работы. Например:
Вариант 1.
1-ая группа учащихся |
2-ая и 3-я группы учащихся |
Репродуктивное задание |
Творческое задание |
Первой группе дается репродуктивное задание из учебника математики. В эту группу целесообразно включить детей с низким уровнем обучаемости, а также тех, кто недостаточно усвоил изучаемый материал. Остальным ученикам предлагается творческое задание.
Вторую группу можно присоединить к первой; при этом творческое задание выполняют только дети с высокой обучаемостью:
1-я и 2-я группы учащихся |
3-я группа учащихся |
Репродуктивное задание |
Творческое задание |
Другие статьи:
Методика обучения декоративно-прикладному искусству детей
старшего дошкольного возраста
Предметный мир, окружающий человека, всегда несёт на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Человек не только использует окружающую среду, он изменяет её в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические потребности. ...
Характеристика сюжетно-ролевой игры
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в ...