Умение работать с текстом как результат освоения ОПО НОО

Педагогика » Формирование умений работать с текстом на уроках окружающего мира » Умение работать с текстом как результат освоения ОПО НОО

Страница 2

Развитие данных умений требует от учителя создания благоприятных условий для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, совершенствования чтения в целом, различения типов и видов чтения.

К основным типам чтения Г. И. Бондаренко относит коммуникативное чтение вслух и чтение про себя, учебное, самостоятельное.

Основными видами чтения являются: ознакомительное чтение, направление на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта; изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; такое чтение требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных факторов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения и др.

Смысловое чтение, по нашему убеждению, должно рассматриваться не как вид чтения, а скорее, характеризовать уровень чтения. Смысловое чтение нацелено на постижение чтением ценностно-смыслового содержания текста, на высчитывание того смысла текста, который задан целью чтения.

Обусловленность вида чтения его целью очевидна, от этого в свою очередь зависит выбор механизма чтения, по этой причине младших школьников необходимо учить различным стратегиям чтения. Однако они, как правило, используют один и тот же механизм и при чтении художественного текста, и при работе с научно-познавательными текстами. Жанровое и стилевое разнообразие текстов, с которым сегодня встречается младший школьник, требует от учителя начальных классов продуманной организации детского чтения, прежде всего на уроках. В качестве путей, обеспечивающих развитие умений смыслового чтения, овладение школьниками различными механизмами чтения, можно предложить:

− систематическую работу по анализу учебных заданий, инструкций, направленную на развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, на развитие понимания смысла задания, на «перевод» задания, инструкции в алгоритм действий и др.;

− активное использование на всех уроках тетрадей на печатной основе, выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов, как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст и т.д.);

− чтение разнообразных видов текстов.

Г.Я. Наволенко выделяет следующую последовательность действий при чтении:

1. Первичное чтение (целостное, элементарно-аналитическое восприятие и первичное понимание). При этом важно

– сосредоточиваться на том, что читаешь;

– «выжимать» самую сущность читаемого;

– определять тему текста;

– «схватывать» общее содержание («о чём текст», «о чём говорится»).

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

О дифференцированном и индивидуальном подходе к учащимся в процессе обучения математике в начальной школе
Проблема индивидуального подхода к детям волновала многих передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы очень сильно критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали тщательного внимания к ребенку, к его ...

Методические особенности отбора задач с практическим содержанием на различных этапах урока математики
Использование задач как средства мотивации знаний, умений и методов создает условия для реализации в процессе введения нового учебного материала связи обучения математике с жизнью, развитие меж предметных связей. Задачи должны быть подобраны так, чтобы их пос ...

Разделы