Агрессия может быть заторможена или замещена.
При ярком физическом или эмоциональном выражении агрессивности (катарсис) - ослабляется готовность к агрессии.
Последователи и приверженцы схожих идей
Представителем такой модифицированной формы теории обусловливания агрессии фрустрацией является Л. Берковиц. Он, во-первых, ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, - гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Во-вторых, он признает, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться.
В концептуальную схему «фрустрация-агрессия» Берковиц ввел три существенные поправки:
фрустрация не обязательно выражается в агрессии. Фрустрация - это "благодатная почва" для агрессии;
фрустрация может выражаться в агрессивной форме, но только если окружающие условия этому способствуют;
человек, регулярно снимающий фрустрацию агрессивностью привыкает к агрессивности, становится агрессивным;
агрессия - это только одна из защитных реакций и может быть выражена символично (уйти, хлопнув дверью).
Критика модели
Многие экспериментальные данные не позволяют однозначно оценить эффективность катарсиса: установлено, что в ряде случаев агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные проявления, а в ряде случаев, наоборот, повышает.
По наблюдениям, не всегда фрустрация оканчивается агрессией и наоборот: состояние агрессии не всегда связано с фрустрацией.
Модель выученной агрессивности
Наиболее реалистичная модель агрессивности.
Суть модели:
Агрессивность - это поведение, которое выучивается ребенком, глядя на окружающих и в первую очередь на своих родителей, а затем уже развивает самостоятельно.
Чем чаще агрессивность оказывается поощрена - тем активнее формируется агрессивное поведение. И наоборот, негативные последствия агрессивности тормозят ее проявление.
Многие практические психологи сходятся во мнении, что именно теория социального научения является наиболее эффективной в объяснении, предсказании и коррекции агрессивного поведения.
Согласно теории американского психолога Альберта Бандуры, большинство особенностей нашего поведения развивается путем подражания другим людям. Если воспитывающие ребенка люди проявляют агрессивность, то и ребенок, подражая им, станет агрессивным. По мнению А.Бандуры, агрессивность является причиной самого обыкновенного обучения: она развивается или уменьшается, либо просто не поддерживается в результате наблюдения сцен агрессии и анализа, видимых последствий для человека, действовавшего агрессивно. В настоящее время эта теория является одной из самых распространенных и влиятельных.
Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, т.к. первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исход ситуации.
На агрессивность влияет также личностная характеристика, получившая название предвзятой атрибуции агрессии. Она представляет собой тенденцию приписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.
Другие статьи:
Практическое применение методов активного обучения в процессе преподавания
иностранного языка
В ходе изучения вопроса о практическом использовании различных методов с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в качестве основного метода исследования использовался метод анкетирования среди учащихся и учителей, ...
Работа с педагогическим коллективом
С педагогическим коллективом ДОУ мною было проведено анкетирование на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ» Анализ анкеты показал, что воспитатели на занятиях используют различную методическую и художественную литературу, которая доступна д ...