Личностные особенности дошкольного возраста

Страница 2

В нормальных условиях, благодаря соучастию взрослого, ребёнок постоянно упражняется в разнообразных движениях и действиях. Многочисленные действия, которые он совершает вместе со взрослым, представляют собой не просто мускульную работу (сокращения и расслабления), но формируют сложные интегративные связи между мускульной работой, зрением, осязанием, телесным чувством равновесия и координированности в пространстве, а также общим результатом всех усилий и переживаний. При этом каждый момент действия должен быть чётко сбалансированным не только на уровне пальцев, кисти, всей руки, всего тела, но и на уровне результатов от произведённого действия.

Специально следует обратиться к дифференциации действий. В дошкольном возрасте происходит прогрессивное усиление разграничения одностороннего доминирования.

Одностороннее доминирование способствует выработке координации между двумя руками – доминирующей и поддерживающей. Развитие одностороннего доминирования содействуют развитию жестикуляции и выразительных движений. Одностороннее доминирование телесных функций осознаётся ребёнком как особенность функционирования его тела и участвует в формировании образа тела.

Образ тела развивается у ребёнка в связи с физическим овладением телом, а также в связи с его общими познавательными интересами, когда он вдруг начинает интересоваться телесной организацией других людей и своей собственной.

Особое место здесь занимают половые признаки. Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа «Я». Ребёнок, слыша от взрослых: «Ты – мальчик» или «Ты – девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями. Ребёнок раннего возраста непосредственен в отношении к своему телу и половым органам. По мере взросления дошкольники начинают понимать различия и смущаться при обнажении перед другими людьми. Чувство неловкости, стыдливость – результат своеобразия культурного развития общества.

Отношение к наготе человеческого тела – проблема нравственного воспитания ребёнка в широком смысле этого слова. В подавляющем большинстве случаев дошкольники довольно рано усваивают характерные приметы тела мальчика и девочки. При этом дети ориентируются на отношение взрослых к обнажённому телу. Отношение родителей к собственному телу во многом определяет нюансы их поведения, которые влияют на характер идентификации ребёнка со своим телом. Если родители испытывают смущение при попытке переодеться, то их чувство неловкости передается ребёнку. Если родители ведут себя естественно, то ребёнка до поры, как правило, не смущает его обнажённое тело.

Отношение к обнажённому человеческому телу – результат влияния тех стереотипов поведения, которые существуют в семье ребёнка, в ближайшем окружении и в культуре в целом.

Внутренний мир ребёнка лишь начинает приобретать определённость и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребёнка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения.

Малыш не только учится жить. Он уже живёт, и любые внешние влияния, в том числе и воспитательные воздействия взрослых, приобретают разное значение в зависимости от того, как принимает их ребёнок, в какой мере они соответствуют сложившимся у него ранее потребностям и интересам. При этом во многих случаях воспитательные влияния, требования, которые взрослые предъявляют к ребёнку, неизбежно оказываются для него противоречивыми. Так, например, малышу всячески прививают интерес к предметам, игрушкам, действиям с ними. Это приводит к тому, что игрушки приобретают для ребёнка большую притягательную силу. И в то же время от него требуют, чтобы он, считаясь с другими детьми, уступал игрушку, признавал права сверстника. Должно пройти немало времени, прежде чем у ребёнка сложатся психологические черты, позволяющие увязывать между собой разнородные побуждения, подчинять одни из них другим, более значимым.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Профессиональное самоопределение учащихся
В процессе социализации и профессионального самоопределения учащихся успех их действий существенным образом зависит от их собственной активности, от сформированности субъективной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют учащимся целенаправ ...

Выбор метода обучения
Выбор метода обучения не может быть произвольным. Прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. далее следует выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс. В психолого ...

Разделы