Примерная схема, используемая при сочинении сказок:
Выбор главного героя (желательно дать ему имя).
Создание места, в котором приятно находиться герою.
Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют).
Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя.
Рассказ о главной мечте (желании) героя.
Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со своими трудностями?)
Завершение сказки. (Осуществилась ли мечта героя?).
Другой подход к сказкотерапии считается менее директивным, поскольку он исходит из представления о том, что каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и поэтому главная цель сказкотерапии - помочь ребенку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения. Психолог, педагог в данном случае создают особую атмосферу эмоционального принятия ребенка, где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к проявлению этих чувств (например, вводится правило: «Не драться, не кусаться, не обзываться»). Очень часто сказкотерапия в рамках этого направления проводится в форме групповых занятий с 3-6-ю детьми в течение одного-двух месяцев. При этом сказки создаются для всей группы в целом, поскольку считается, что каждый ребенок не похож на другого и воспринимает сказку по-своему, беря из нее только то, что актуально для него, созвучно его проблемам.
Сказки могут быть подобраны в виде цикла историй, связанных одними и теми же героями, с которыми происходят различные приключения. Это удобно, так как ребенок быстрее привыкает к сказочным героям, легче сравнивает себя с ними и, кроме того, такой цикл историй может содержать определенные ритуальные моменты, команды, повторяющиеся из сказки в сказку и позволяющие успешнее руководить каждым сеансом.
В силу того, что очень часто психокоррекционная работа в рамках этого подхода осуществляется с группой, то стоит проблема отбора детей в такие группы. Некоторые психологи считают, что предварительный отбор и диагностику проводить необязательно, поскольку сказки, в общем, универсальны и подходят для всех детей.
Однако опыт показал, что предварительная психологическая диагностика и специальный подбор детей в группу необходимы по ряду причин. Во-первых, существует ряд детских проблем, для решения которых групповая работа малоэффективна и даже нежелательна на первых порах. Поэтому с детьми крайне агрессивными, эгоцентричными, конкурирующими со своими братьями и сестрами или же с детьми, переживающими сильный стресс, кризис лучше работать индивидуально. Напротив, для детей замкнутых, малообщительных, пассивных, не владеющих элементарными навыками общения, или же для детей с нарушениями поведения, контролируемой агрессией, с заниженной самооценкой, тревожных детей проведение пробной формы групповой работы полезно и дает хорошие результаты. Во-вторых, проведение предварительной диагностики необходимо для подбора оптимального состава группы, где дети сочетались бы по принципу дополнения, (т.е. с противоположными синдромами), что обеспечивает более успешную идентификацию с альтернативным образцом поведения. Кроме того, предварительная диагностика позволяет выявить круг проблем у детей, участвующих в группе, и подобрать максимально «эффективные» сказки и игры. В связи с этим необходимо отметить, что очень часто в рамках этого направления на одном занятии сочетаются сказкотерапия, игротерапия и арттерапия.
План проведения занятия может быть произвольным. Однако удобно, когда сеанс начинается ритуальной песней или игрой, затем проходит небольшое обсуждение того, что случилось с детьми за время, прошедшее с предыдущего занятия, их успехов и неудач, после чего проводится ряд психотерапевтических игр (в зависимости от проблем детей, участвующих в группе). Затем дети все вместе слушают сказку, потом рисуют, обсуждают свои рисунки. В конце подводятся итоги того, как прошло занятие и исполняется ритуальная песня или игра.
Таблица 3.
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
Этап |
Назначение |
Содержание этапа |
Ритуал «входа» в сказку |
Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. |
Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик или совершается иное «сплачивающее» действие. |
Повторение |
Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. |
Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр. |
Расширение |
Расширить представления ребенка о чем-либо. |
Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр. |
Закрепление |
Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. |
Ведущий проводит игры, позволяющие детям пробрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и др. |
Интеграция |
Связать новый опыт с реальной жизнью. |
Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня. |
Резюмирование |
Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. |
Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт. |
Ритуал «выхода» из сказки |
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. |
Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди. |
Другие статьи:
Теоретический аспект проявления агрессии в дошкольном возрасте
Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу (Агрессия от лат. aggressio — нападение). Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агресси ...
Виды памяти и процесс запоминания
Как же связать кинезиологические технологии и уроки иностранного языка? Конечно, так же, как и с другими образовательными предметами. Необходимо включить движение в процессы восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала. Но движения должны быть ...