Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в интернатном учреждении - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.
Организационно-посредническая функция - обеспечивает налаживание взаимодействия социального педагога с воспитанниками, группой воспитанников, педагогическим коллективом, администрацией интернатного учреждения, государственными и негосударственными организациями, в компетенцию которых входит решение проблем определенной категории детей. Для успешной реализации организационно- посреднической функции важно, чтобы социальный педагог развивал собственные коммуникативные способности, хорошо владел техникой межличностного общения.
Интегральным выражением целостной совокупности компонентов процесса воспитания является воспитательная система.
Поскольку социальный педагог является руководящим субъектом в педагогическом процессе с воспитанниками интернатов , рассмотрим его основные особенности.
Разрабатывая воспитательную систему, следует учитывать важнейшую особенность воспитания в современных условиях, заключающуюся в том, что в настоящее время происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности.
В этих условиях очень важно внедрение в систему образования и воспитания личностного ориентира, который содействует сохранению положительных убеждений, восприятию новых идей, сохранению независимости суждений, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам. Современные воспитательные системы должны создавать благоприятные условия для обучения и воспитания. Поэтому важнейшее место в воспитании должны занять такие личностные качества как коммуникативность, понимание особенностей различных культур, условий развития наций и национальностей.
Основными принципами разработки и развития воспитательной системы являются следующие:
-связь воспитания с жизнью, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;
-деятельностный подход к воспитанию;
-гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания;
- единство воспитания и самовоспитания;
-одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика;
-последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня предыдущего обучения, современного состояния и его направления;
-творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.
Социализация личности школьника.
В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых личность усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ей функционировать в качестве полноценного члена общества. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева). Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опят и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций.
Основными направлениями социализации и развития личности являются:
-использование возможностей образовательного процесса, главным компонентом которого является изучение общеобразовательных дисциплин;
-развитие активности во вне учебной деятельности через воспитание у школьников стремления к общественно полезному труду, как одной из основных базовых ценностей, формированию здорового образа жизни, как в физическом, так и в нравственном отношении;
-формирование трудолюбия, чувства справедливости, любви к Отечеству.
Большое значение приобретает проблема сплочения школьного коллектива, выполняющего в определенных условиях функции инструмента воспитания.
Среди основных принципов воспитания и социализации школьников необходимо выделить и реализовать в практике следующие:
-демократизм, означающий демократизацию самой системы воспитания, переход к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества педагога и учащегося;
Другие статьи:
Какая связь между контролем, оценкой учителя и
самоконтролем и самооценкой обучающегося
Контроль - процедура получения информации о деятельности и ее результатах, т.е. процедура, обеспечивающая обратную связь. Самоконтроль - самостоятельная процедура. Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом со ...
Творческое рассказывание
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию. Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его комп ...