Исследование проводилось на базе ГДОУ№131 Адмиралтейского района города Санкт- Петербурга.
Для исследования были взяты две группы детей по 10 человек. В первую группу вошли дети старшего дошкольного возраста с дизартрией, во вторую- сверстники без речевой патологии в том же количестве.
Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально.
Все дети, вошедшие в состав экспериментальной группы, были отобраны по готовым диагнозам ПМПК.
Вначале экспериментатор проводил исследование звукопроизношения старших дошкольников с дизартрией для исключения влияния нарушенных в произношении звуков на анализ воспроизводимых детьми слов.
Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе была подобрана методика констатирующего эксперимента. Далее были отобраны дети в состав экспериментальной и контрольной групп, проанализированы речевые и медицинские карты, созданы бланки протокола обследования. На третьем этапе проводилось обследование состояния звукослоговой структуры слов у детей обеих групп. Затем производилась обработка полученных результатов, выясняя общие закономерности и специфические особенности состояния звукослоговой структуры слов.
На третьем этапе экспериментатор приступал к изучению особенностей слогового оформления слов старшими дошкольниками со дизартрией и их сверстниками без речевой патологии. Изучение этих особенностей осуществлялось с помощью комплексов экспериментальных заданий А,Б и В.
Комплекс А направлен на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности.
Материалом исследования служили предметные картинки. В начале исследования экспериментатор давал следующую инструкцию: "Я буду показывать тебе картинки, а ты будешь называть что (кто) изображено на картинке". Далее экспериментатор показывал ребенку карточки с изображением предметов, а ребенок называл изображенные на карточках предметы. Ответы ребенка экспериментатор заносил в протокол.
Комплекс Б направлен на отраженное (при необходимости - замедленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Материалом исследования служили речевой образец и предметные или сюжетные картинки. В начале исследования экспериментатор давал следующую инструкцию: "Посмотри, послушай, повтори". Далее экспериментатор, сидя сбоку от ребенка, чтобы исключить возможность зрительного восприятия артикуляции, показывал изображения предметов и называл их. Ребенок повторял за логопедом. Ответы ребенка экспериментатор заносил в протокол.
Комплекс В направлен на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Материалом исследования служили предметные картинки или речевой образец. Инструкция: 1. "Послушай, повтори 3-4 раза"; 2. "Посмотри, назови, повтори несколько раз". Ответы ребенка экспериментатор заносил в протокол.
При обработке материалов исследования не учитывались дефекты произношения звуков, выявленные при исследовании звукопроизношения.
Характеристика испытуемых.
Среди детей экспериментальной группы можно выделить детей с гипер- и гиповозбудимостью. На подгруппу из 10 человек приходилось 7 расторможенных детей. Они легко шли на контакт, были очень подвижны, часто отвлекались. Заторможенные дети (3 человека) выражали негативизм в общении, быстро уставали, у них быстро истощалось внимание.
У детей с дизартрией наблюдалось более низкое качество работы по сравнению с детьми контрольной подгруппы. Они чаще отвлекались, им требовалось больше времени для выполнения заданий исследования. Для испытуемых экспериментальной группы характерна неуверенность, истощаемость внимания, иногда эмоциональная лабильность.
При обследовании звукопроизношения нами были выделены следующие нарушения у испытуемых с дизартрией:
-ротацизмы (в 8 случаях из 10),
-парасигматизмы ( в 6 случаях),
-межзубный сигматизм свистящих (в 5 случаях),
-дефекты озвончения (в 4 случаях),
-ламбдацизмы (в 3 случаях),
-боковое произнесение звука Ш (в 3 случаях),
-дефекты смягчения (в 1 случае).
Шестеро из десяти испытуемых экспериментальной группы находились на первом году обучения у логопеда, а четверо- на втором году обучения.
Испытуемые контрольной группы с логопедом не занимались и не имели речевых, сенсорных или интеллектуальных нарушений.
Дети обеих групп имели нормальные слух, зрение и интеллект.
Т.о. для констатирующего эксперимента нами были отобраны 2 однородные по возрасту группы испытуемых, что должно способствовать получению объективных данных о сформированности звукослоговой структуры слов у этих детей.
Другие статьи:
Развитие произносительной стороны речи у детей
Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Изв ...
Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной
ориентации школьников
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду в народном хозяйстве страны - задача первостепенной важности. В этой связи проблема выбора профессии молодежью занимается значительное место во всей работе средней общеобразовательной школы. Вопрос «Кем быть ...