Анализируя ошибки звуковой структуры, можно отметить, что наиболее распространенной ошибкой среди испытуемых обеих групп были пропуски согласного в стечении.
Однако, у испытуемых экспериментальной группы эти ошибки встречались приблизительно в 7 раз чаще, чем у испытуемых контрольной группы (см. таблицу 2).
Таблица 2 Сравнительный качественный анализ ошибок упрощения стечения согласных.
Второй по распространенности ошибкой была замена согласного в стечении. Например, клубника - кумника. В этом случае наблюдалась замена согласного [б] на [м], обусловленная заменой согласного по способу образования под влиянием процесса ассимиляции, в результате чего под влиянием смычного, носового, сонорного [н] смычный, взрывной, шумный [б] заменялся на смычный носовой сонорный [м].
Специфической особенностью нарушения звукослоговой структуры слов у старших дошкольников со стертой дизартрией было то, что часто эта ошибка встречалась в сочетании с другими ошибками, такими как пропуск или перестановка согласных. Например, шахматисты- шмакатисты. Здесь наблюдалась замена щелевого, шумного, заднеязычного согласного [х] на смычный, взрывной, шумный, заднеязычный согласный [к]. Эта замена по способу образования. Помимо замены согласного, в данном случае наблюдалась перестановка второго согласного из стечения в предшествующий слог. Другой пример: овца- апста; здесь была замена щелевого, губно-зубного, шумного [в] на смычный, губно-губной, шумный [п], причем [п] и [ц] менялись местами. Далее можно проследить процесс регрессии, т.е. согласный [ц] заменялся на поменявшиеся местами элементы[т]+[с].
Также среди ошибок звуковой наполняемости у дошкольников со стертой дизартрией встречались перестановки согласных в стечении (актриса - аткриса, футболист - фубдалист, шахматист - шамхатист). Некоторые дети добавляли согласный в стечение (Москва - Максква), усложняя при этом звукослоговую структуру.
Анализируя ошибки воспроизведения слоговой структуры, мы установили, что наиболее распространенными ошибками у испытуемых экспериментальной группы были пропуски и перестановки слогов, что связано с нарушением ритмической структуры слова. Такие ошибки как добавление слога, замена, добавление или пропуск согласного в слоге (без стечения) встречались лишь в единичных случаях (см. таблицу 3).
Таблица 3 Сравнительный качественный анализ ошибок упрощения слоговой структуры слов.
Исходя из результатов математической обработки представленных в таблице 3 результатов исследования, различия в показателях у детей экспериментальной и контрольной групп не являются статистически значимыми. Анализируя результаты выполнения разных серий заданий, можно отметить, что наибольшее количество ошибок дети совершали при выполнении первых двух серий заданий. Это связано с ограничением артикуляционных возможностей, со слабостью фонематического анализа.
Кроме того, ребенку часто сложно отвлечься от предметного содержания слов и сосредоточиться на его звуковой и слоговой форме.
Другие статьи:
Выводы и педагогические рекомендации по эстетическому воспитанию младших
школьников
Описание экспериментального урока привело к следующим результатам : средства народного декоративно-прикладного искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, ...
Игра как форма детского массового мероприятия
На протяжении многих лет имидж отдела массовых мероприятий определяла игра. Уникальный мир игры явился неотъемлемой частью организации детских праздников. Невозможно отрицать то огромное влияние, которое оказывали патриотические, интернациональные, пионерские ...