Исследование звукослоговой структуры изолированно произнесённого слова:
-односложный слова;
-двусложные слова;
-трёхсложные слова;
-четырёхсложные слова;
--пятисложные слова;
-восприятие слова на слух.
Раздел второй:
Исследование воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложении.
Раздел первый: Исследование звукослоговой структуры изолированного произнесённого слова.
Материалом исследования служат картинки и слова различной звукослоговой структуры, а также сбалансированные артикуляционные таблицы А.С. Штерн [10].
Задание № 1 – произнесение односложных слов:
сад, соль, стол, стул, слон, мост, куст, хвост.
Задание №2 -двусложные слова:
сани, сова, сахар, гамак, песок, фасоль, стадо, стая, глобус.
Задание № 3- произнесение трёхсложных слов:
сапоги, колесо, посуда, собака, соловей, сухари, ананас, кипарис, стадион, стрекоза, колбаса, автобус, коляска, капуста, троллейбус, ступеньки, скамейка, скакалка, космонавт.
Задание № 4- произнесение четырёхсложных слов:
кукуруза, пуговица, поросёнок, велосипед, столовая, земляника, сахарница, скворечница.
Задание № 5- произнесение пятисложных слов:
милиционер, пирожковая, колокольчики, водопроводчик, одуванчики.
Процедура и инструкция. Ребёнку предлагается назвать картинки. В случае затруднений экспериментатор называет картинку и просит ребёнка повторить слово.
Задание №6- восприятие слова на слух
Сбалансированные артикуляционные таблицы А.С. Штерн.
Таблица А4
Таблица А9
В начале исследования экспериментатор даёт следующую инструкцию: "Я сейчас буду называть слова, а ты внимательно слушай и повторяй их".
Раздел второй: Исследование воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложении ( с использованием слов, таблиц А.С. Штерн).
Старый автомобиль оказался большим.
Большой трактор использовали в поле.
С маленького ручейка начинается большая река.
Одиннадцать мотоциклов показались на дороге.
На поверхности стула были заметны следы.
Лётчик предупредил пассажиров о взлёте.
Нам показали сломанный трансформатор.
Старенькие валенки лежали на крылечке.
Барабанщик бьёт в барабан.
В тарелку насыпали гречиху.
Смешной клоун выходит на арену цирка.
Брату подарили настоящие часы.
Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор даёт следующую инструкцию: " Я сейчас буду называть тебе предложения, а ты внимательно слушай и повторяй их".
Оценка результатов.
Критериями оценки служит количество правильно воспроизведённых слов. Замены звуков, обусловленные нарушением звукопроизношения, не учитываются при обработке результатов исследования.
Всего в исследовании 203 слова поэтому:
высокий уровень ( 4 –балла) правильное воспроизведение слов от 188 до 203;
уровень выше среднего-(3 балла) правильное воспроизведение слов от 173 до 188;
средний уровень-(2 балла) правильное воспроизведение слов от 158 до 173;
Другие статьи:
Сущность и содержание понятия экологическое мировоззрение
Большим недостатком всех существовавших ранее этических концепций, особенно в период Нового времени, было то, что они были обращены только к сфере межчеловеческого общения и самым губительным образом пренебрегали живой природой. И это было естественным для эп ...
Особенности фонематического восприятия у дошкольников
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно у ...