При изучении межотраслевых комплексов в курсе «География Курской области», важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса является урок-экскурсия.
Цель экскурсии: познакомить учащихся с производственным процессом на предприятии с организациями и путями повышения эффективности производства на предприятии.
Задачи экскурсии:
Познакомить учащихся с последовательностью технологического процесса и особенностями производства; охарактеризовать факторы размещения данного предприятия;
Конкретизировать знания учащихся о специализации и кооперировании производства;
Научить школьников вести краткие записи на ходу объяснений экскурсовода, анализировать статистические показатели деятельности предприятия, выбирать данные для составления схемы последовательности производственного процесса, характеризовать внутриотраслевые межотраслевые связи предприятия по сырью и готовой продукции.
Подготовка учителя к экскурсии включает посещение предприятия, отбор производственных объектов для изучения их школьниками, составление плана экскурсии с обязательными вопросами и заданиями для учащихся. Данную экскурсию предусмотрено провести работнику данного предприятия, но перед экскурсией учителю необходимо проинформировать экскурсовода о целях и задачах экскурсии, выявить основные вопросы, на которые следует обратить внимание. Подготовка учащихся к экскурсии на предприятие машиностроительной индустрии предусматривает повторение основных понятий и терминов (специализация, кооперирование, факторы размещения и др.)
Перед началом экскурсии учитель знакомит учащихся с ролью и значением машиностроительного комплекса Курской области, сообщает цели и задачи экскурсии.
Целесообразно разбить класс на бригады, каждая из которых получит задание по сбору данных об одном цехе, а также собрать образцы сырья и готовой продукции. Также все учащиеся должны зафиксировать в своих дневниках сведения об истории возникновения предприятия, трудовых ресурсах, сырьевой базе, специализации предприятия, структуре внутриотраслевых и межотраслевых связей, перспективы развития предприятия и его социальном развитии.
Ход экскурсии.
Перед выходом на территорию завода учащиеся на плане местности находят место, где расположен завод, делают оценку его положения по отношению к транспортным путям, водным объектам и другим предприятиям. Затем на территории предприятия, в классе производственного обучения, для учащихся организуется лекция следующего содержания: история возникновения предприятия, современная оценка географического положения предприятия, основные стадии производственного процесса, структура предприятия, основные поставщики сырья для производства продукции, специализация предприятия, производственно-территориальные связи предприятия по готовой продукции с другими предприятиями данной отрасли; последовательность осмотра цехов и отделов, основные правила техники безопасности, требования к поведению учащихся во время экскурсии. Изложение материала должно сопровождаться показом материалов и образцов готовой продукции.
Перед входом в каждый цех сообщается название цеха, его назначение и основные особенности технологического процесса, напомнить задания, которые должны выполнить учащиеся по бригадам, а также вспомнить о технике безопасности и правилах поведения на производственных объектах. При изложении материала необходимо акцентировать внимание учащихся на основных этапах технологического процесса. После посещения цеха делается вывод и подводится итог работы данного участка. В заключение экскурсии можно осмотреть производственное сооружение на территории предприятия, а также провести итоговую беседу.
Вопросы итоговой беседы.
1. Какие цеха мы с вами посетили?
Что является сырьем производства подшипников?
Какие вспомогательные материалы используются в технологическом процессе?
Перечислить основных поставщиков металла предприятию.
Какие виды подшипников выпускает предприятие?
Где используются подшипники?
Охарактеризуйте географию поставок подшипников.
Что включает в себя понятие «себестоимость», «рентабельность»?
Другие статьи:
Использование метода проектов при планировании и организации образовательной деятельности
Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных мероприятий, а системные преобразования всего образовательного процесса. Использование метода проектов даёт возможность эффективно интег ...
Особенности построения процесса обучения младшего школьника
В каждом возрастном этапе развития человека образуется как общие свойства, присущие социальной группе, так и специфические, индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста отличаются друг от друга по типологическим особенностям высшей нервной деяте ...