Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной ориентации школьников

Педагогика » Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области » Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной ориентации школьников

Страница 3

При осуществлении профотбора предпочтение оказывается тем претендентам, которые имеют более высокий, отвечающий определенным установленным нормативам уровень профессионально важных качеств, свойств и благоприятные перспективы из развития.

Следует различать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующие данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.

Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешная адаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадением общественной и личной мотивации труда.

Профессиональное воспитание учащихся является одним из главных компонентов системы профориентации. Под профессиональным воспитанием понимается воспитание у школьников профессионально важных качеств личности, профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др.

Функции (задачи) школьных работников в проведении профориентации учащихся.

К задачам классного руководителя относится прежде всего глубокое и всестороннее изучение формирующейся личности учащегося, его склонностей, интересов, способностей. В этом помогают беседы с учителями-предметниками, родителями, анкетирование и систематически проводимые наблюдения с заполнением личной карточки-характеристики школьника. На основе изучения личности учащегося классный руководитель проводит целенаправленную работу по определенной программе, используя классные часы, факультативные занятия и экскурсии. Работа по профориентации должна проводиться в тесном контакте с родителями учащихся.

Задачи учителя-предметника включают в себя ознакомление учащихся с профессиями вообще, в том числе и базового предприятия; изучение и развитие интересов, склонностей и способностей каждого ученика; включение профориентационной тематики в оформлении учебных кабинетов.

Огромную роль в профориентации школьников играет сама личность учителя. Личность учителя - это совокупность таких качеств, которые определяют его творческое развитие, высокое педагогическое мастерство, постоянное новаторство, компетентность в работе, любовь и уважение к детям. Именно такой учитель вызывает у школьников желание трудиться, быть похожим на него, дружить и делиться с ним самым сокровенным, мечтами о будущем, о своей профессии.

А.С. Макаренко писал по этому поводу: «То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе вот что увлекает ребят в наибольшей степени».

Каждый учебный предмет в школе имеет свои специфические возможности в осуществлении профориентации учащихся, но не может претендовать на положение единственного источника формирования знаний учащихся о мире труда, многообразии профессий и т.д. Поэтому в профориентационной работе чрезвычайно важны координация деятельности учителя труда с классными руководителями и учителями-предметниками. Именно соблюдая принципы преемственности, комплектности, можно добиться значительных результатов.

Работа педагога по профориентации и профконсультации неизбежно предполагает то или иное понимание категорий «труд», «профессия», «специальность». Следует признать, что и в научной литературе и в практическом словоупотреблении они понимают в разных случаях по-разному. Профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными особенностями человека и потребностями общества. Употребляя слово «профессия», имеют ввиду объективную область приложения сил человека («эта профессия требует усидчивости»), либо систему подготовленности, присущую данному человеку («у него есть профессия»), либо разновидность деятельности (говорит о методах изучения профессий, имея ввиду изучение деятельности профессионалов).

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Умение работать с текстом как результат освоения ОПО НОО
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенство ...

Мотивация достижений
В первой половине XX столетия в зарубежной психологии господствовали психоналатические взгляды относительно мотивации достижения, согласно которым основные мотивы человека формируются в раннем детстве. Например, мотивация достижения (выражающаяся в стремлении ...

Разделы