Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду в народном хозяйстве страны - задача первостепенной важности. В этой связи проблема выбора профессии молодежью занимается значительное место во всей работе средней общеобразовательной школы. Вопрос «Кем быть? » один из главных для каждого молодого человека, от его решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.
Во все времена общество заботилось о передаче подрастающему поколению социального и профессионального опыта. Вначале существования человечества этот опыт передавался по наследству, от поколения к поколению. С развитием производства повышались требования к человеку, что вызвало необходимость разработки научных основ подбора работников на различные профессии.
В нашей стране уделяется большое внимание вопросам профессиональной ориентации молодежи. Разработкой научных основ профориентации занимались Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Жацкий, А.С. Макаренко и др.
Подготовка подрастающего поколения к осознанному выбору профессии и рассматривается как условие ее всестороннего и гармоничного развития. Осуществляется она в тесном единстве и взаимодействии с идейно-политическим, нравственным, трудовым, умственным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, т.е. со всем учебно-воспитательным процессом.
Ведущая роль в создаваемой государственной системе профориентации отводится общеобразовательной школе, учителю. Именно учитель призван, учитывая современные требования к человеку труда, помочь подросткам не только овладеть общетрудовыми и профессиональными умениями и навыками, но и правильно выбрать профессию, в которой лучше смогут реализовать свои способности и интересы и принести большую пользу обществу.
Помочь молодежи выбрать жизненный путь, адаптироваться к профессии, призвана система профориентации. Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение, развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор подбор; профессиональная адаптация и профессиональное воспитание (см. схему №1).
Профессиональное просвещение предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора одной из них; воспитание положительного отношения школьников к различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежат осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей личности.
Без профессионального просвещения невозможна эффективная подготовка учащихся к сознательному выбору профессии.
Схема №1.
Системы профессиональной ориентации молодежи
Проф. просвещение |
Проф. активизация |
Проф. консульта ция |
Проф. отбор подбор |
Проф. адаптация |
Проф. психо-диагностика |
Проф. воспи тание |
Важность этого компонента с социальной точки зрения заключается в том, что благодаря ему расширяются рамки свободы выбора профессии: чем больше знает молодой человек о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности и т.д., тем осознаннее будет его выбор.
Другие статьи:
Виды дидактических игр и их классификационные признаки
Игра – это особая осмысленная деятельность, интегрирующая в себе все основные типы человеческой деятельности [преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную] и направлена на ориентировку и познание предметной и социальной дейст ...
Харктеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со
взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого ...