Общая характеристика методов обследования лиц с речевыми нарушениями

Педагогика » Психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями » Общая характеристика методов обследования лиц с речевыми нарушениями

Страница 3

Ценность групповой формы исследования состоит прежде всего в возможности получения массовой информации, охвате больших выборок испытуемых и, что особенно важно, для составления представлений о типичных характеристиках интересующего нас контингента испытуемых. Частным случаем является получение нормативных данных для какой-либо популяции (мужчин и женщин, жителей города и деревни, людей разного возраста, детей с разными речевыми нарушениями и т.д.). Особого внимания При групповом обследовании требует обеспечение стандартности условий проведения исследования. Такие данные чаще всего подвергаются статистической обработке для получения обобщающих Характеристик, таких как средние, характер распределения, величина разброса данных и др.

Следует отметить, что индивидуальное обследование более трудоемко и кропотливо и поэтому не позволяет получить большой объем данных; массовое обследование чревато поверхностным характером сведений о каждом его участнике, и оба эти варианта приводят к одному и тому же результату – недостаточной представительности полученных данных. Поэтому в практике приходится придерживаться некоторого оптимума, который достигается при умеренной тщательности и массовости обследования. Другой путь – рассматривать массовые и индивидуальные исследования как взаимодополняющие.

Направленность – самый понятный критерий. Это то, что мы хотим изучить, например: умственные способности ребенка, их соответствие возрасту или, скажем, уровень его мотивации к учебе и т.п.

Обязательно уточнить наличие материала по классификации тестов, опросников, проективных техник.

Психометрические требования к методикам

(обязательно уточнить наличие материала по всем).

Основные требования к построению и проверке теста

1. Стандартизация (от англ. – типовой, нормальный – унификация, единообразие)

К числу требований по стандартизации процедуры диагностического исследования надлежит отнести, например, такие:

1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

3) в процессе обследования не полагается давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;

4) обследование с разными группами надо проводить по возможности в одно и то же время дня в сходных условиях;

5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т.д.

2. Надежность

– точность, постоянство

Типы

Способы проверки

Ретестовая надежность

Повторное обследование одной и той же выборки – метод ретестирования

Надежность частей теста (внутренняя надежность)

Деление заданий теста на равные части и обследование одной и той же выборки – метод «расщепления»

Надежность параллельных форм

Деление выборки на две равные части и обследование одной из них с помощью первой формы методики, а другой – с помощью второй.

Надежность – константность (независимость результатов от личности диагноста)

Обследование одной и той же выборки в относительно одинаковых условиях разными диагностами

Опросники как метод психодиагностики

Отличительные особенности:

♦ Получение объективных или субъективных данных со слов испытуемого

♦ Отражение отношения человека к тем или иным высказываниям

Классификация опросников

По содержанию

Опросники – анкеты

Ø Биографические опросники

Личностные опросники

Ø Черт личности («16-ти факторный опросник Р. Кетелла»)

Ø Типологические (ММРI)

Ø Мотивов, интересов, установок

Ø Состояний и настроений (САН), акцентуаций (опросник Шмишека) и др.

По форме

Ø Групповые

Ø Индивидуальные

Ø Письменные

Ø Устные

Ø Бланковые

Ø Компьютерные

Классификация вопросов

По функциям

По форме

Ø Основные (сбор информации о содержании исследуемого явления)

Ø Контрольные (проверка искренности ответов) – шкалы лжи/искренности

Ø Открытые (ответ дается в свободной форме)

Ø Закрытые (на вопрос дается набор вариантов ответа)

Ø Прямые (аппелирующие непосредственно к опыту субъекта)

Ø Косвенные (аппелирующие к мнениям, суждениям, в которых косвенно проявляется опыт и переживания)

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов в соответствии с принятой ролью. В игре р ...

Мировые тенденции развития открытого образования
В мировом образовательном пространстве накоплен огромный опыт внедрения и использования ДО. При этом, несмотря на наличие чисто виртуальных учебных заведений, ДО признается одной из форм обучения наряду с другими. Первоначально дистанционные программы мало че ...

Разделы