Ценность групповой формы исследования состоит прежде всего в возможности получения массовой информации, охвате больших выборок испытуемых и, что особенно важно, для составления представлений о типичных характеристиках интересующего нас контингента испытуемых. Частным случаем является получение нормативных данных для какой-либо популяции (мужчин и женщин, жителей города и деревни, людей разного возраста, детей с разными речевыми нарушениями и т.д.). Особого внимания При групповом обследовании требует обеспечение стандартности условий проведения исследования. Такие данные чаще всего подвергаются статистической обработке для получения обобщающих Характеристик, таких как средние, характер распределения, величина разброса данных и др.
Следует отметить, что индивидуальное обследование более трудоемко и кропотливо и поэтому не позволяет получить большой объем данных; массовое обследование чревато поверхностным характером сведений о каждом его участнике, и оба эти варианта приводят к одному и тому же результату – недостаточной представительности полученных данных. Поэтому в практике приходится придерживаться некоторого оптимума, который достигается при умеренной тщательности и массовости обследования. Другой путь – рассматривать массовые и индивидуальные исследования как взаимодополняющие.
Направленность – самый понятный критерий. Это то, что мы хотим изучить, например: умственные способности ребенка, их соответствие возрасту или, скажем, уровень его мотивации к учебе и т.п.
Обязательно уточнить наличие материала по классификации тестов, опросников, проективных техник.
Психометрические требования к методикам
(обязательно уточнить наличие материала по всем).
Основные требования к построению и проверке теста
1. Стандартизация (от англ. – типовой, нормальный – унификация, единообразие) | |
К числу требований по стандартизации процедуры диагностического исследования надлежит отнести, например, такие: 1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере; 2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими; 3) в процессе обследования не полагается давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения; 4) обследование с разными группами надо проводить по возможности в одно и то же время дня в сходных условиях; 5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т.д. | |
2. Надежность – точность, постоянство | |
Типы |
Способы проверки |
Ретестовая надежность |
Повторное обследование одной и той же выборки – метод ретестирования |
Надежность частей теста (внутренняя надежность) |
Деление заданий теста на равные части и обследование одной и той же выборки – метод «расщепления» |
Надежность параллельных форм |
Деление выборки на две равные части и обследование одной из них с помощью первой формы методики, а другой – с помощью второй. |
Надежность – константность (независимость результатов от личности диагноста) |
Обследование одной и той же выборки в относительно одинаковых условиях разными диагностами |
Опросники как метод психодиагностики
Отличительные особенности: ♦ Получение объективных или субъективных данных со слов испытуемого ♦ Отражение отношения человека к тем или иным высказываниям | |||||
Классификация опросников | |||||
По содержанию | |||||
Опросники – анкеты Ø Биографические опросники |
Личностные опросники Ø Черт личности («16-ти факторный опросник Р. Кетелла») Ø Типологические (ММРI) Ø Мотивов, интересов, установок Ø Состояний и настроений (САН), акцентуаций (опросник Шмишека) и др. | ||||
По форме | |||||
Ø Групповые Ø Индивидуальные |
Ø Письменные Ø Устные |
Ø Бланковые Ø Компьютерные | |||
Классификация вопросов | |||||
По функциям |
По форме | ||||
Ø Основные (сбор информации о содержании исследуемого явления) Ø Контрольные (проверка искренности ответов) – шкалы лжи/искренности |
Ø Открытые (ответ дается в свободной форме) Ø Закрытые (на вопрос дается набор вариантов ответа) |
Ø Прямые (аппелирующие непосредственно к опыту субъекта) Ø Косвенные (аппелирующие к мнениям, суждениям, в которых косвенно проявляется опыт и переживания) | |||
Другие статьи:
Эмпирическое
исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
с ЗПР
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов в соответствии с принятой ролью. В игре р ...
Мировые тенденции развития открытого образования
В мировом образовательном пространстве накоплен огромный опыт внедрения и использования ДО. При этом, несмотря на наличие чисто виртуальных учебных заведений, ДО признается одной из форм обучения наряду с другими. Первоначально дистанционные программы мало че ...