Процесс производственного обучения реализуется в различных формах.
Основные формы организации производственного обучения:
- урок, занятие в учебных мастерских училища, лицея;
- занятие в цехе предприятия;
- производственная практика.
Урок производственного обучения – занятие в учебных мастерских. Его спецификой является формирование первоначальных профессиональных навыков, необходимых для производительного труда в условиях производства.
В зависимости от целей и содержания изучаемого материала различают следующие типы уроков производственного обучения:
- уроки по изучению трудовых приемов и операций;
- уроки по выполнению комплексных работ;
- контрольно-проверочный урок.
Цель урока по изучению трудовых приемов и операций – дать учащимся производственно-технические знания, первоначальные умения и навыки для выполнения изучаемых приемов и операций.
Эффективность и результативность урока во многом определяется его структурой, под которой понимается дидактически обусловленная внутренняя упорядоченность и взаимодействие.
"Естественно, что инновационные уроки больше нравятся учащимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя.
Вместе с тем следует учитывать, что на подобных уроках, как правило, отсутствует серьезный познавательный труд учащихся, невысока их результативность. В силу этого они не должны преобладать в общей структуре обучения, преподавателю необходимо определить место нетрадиционных уроков в своей работе".
Поэтому целесообразна предлагаемая разработка методики проведения урока производственного обучения по теме "Обработка конических отверстий комплектом конических разверток". На этом уроке учащиеся сформируют первоначальные профессиональные умения и навыки обработки конических отверстий комплектом конических разверток.
План урока
Профессия
– токарь.
Тема программы:
"Обработка конических поверхностей"
Тема урока: "
Обработка конических отверстий комплектом конических разверток".
Цели урока:
дидактические:
- заинтересовать учащихся процессом производственной деятельности;
- сформировать знания о технике безопасности при развертывании;
- ознакомить учащихся с комплектом разверток для обработки конических отверстий;
- сформировать у учащихся умения:
• определять диаметр отверстия под развертывание;
• подготавливать отверстия к развертыванию;
• устанавливать и закреплять развертку в пиноль задней бабки;
• правильно выполнять приемы развертывания;
Развивающие:
- развить абстрактное мышление;
- развить организованность на рабочем месте;
Воспитательные:
- воспитать бережное отношение к инструменту и оборудованию, развить целеустремленность и волю при выполнении запланированной работы.
Тип урока:
урок изучения трудовых приемов и операций.
Методы проведения урока:
рассказы, беседа, личный показ, приемов, упражнения по выполнению приемов и операций развертывания.
Учебно-производственные работы:
- втулка;
- палец.
Материально-техническое оснащение:
- заготовки;
- штангенциркуль;
- калибр-пробки;
- чертежи деталей;
- инструкционные карты;
- комплекты разверток для обработки конических отверстий;
- сверла спиральные.
Ход урока.
Организационная часть (5 мин.):
- отметка отсутствующих по журналу;
- проверка соответствия внешнего вида учащихся правилам техники безопасности.
Вводный инструктаж (35 мин.):
- сообщение темы и цели урока;
- актуализация опорных знаний учащихся по теме урока:
• рассказать о назначении развертывании;
• рассказать о назначении и конструктивных особенностях черновой, получистовой и чистовой развертках;
- изложение нового материала и личный показ приемов:
• значение развертывания комплектом конических разверток для токарных работ;
• определение диаметра отверстия под развертывание;
• подготовка отверстия под развертывание;
• порядок закрепления развертки в пиноли задней бабки;
• технологический процесс изготовления детали;
• передовые приемы труда;
• разбор чертежа детали, технических требований,
• предостережение от брака в работе;
• личный показ приемов развертывания конических отверстий;
• порядок выполнения упражнений учащимися и самоконтроль;
• техника безопасности организации рабочего места при развертывании;
- закрепление материала вводного инструктажа:
• рассказать, как определить диаметр отверстия под развертывание;
• рассказать и показать порядок установки и закрепления развертки и приемы развертывания;
• рассказать о порядке подготовки отверстия под развертывание;
• рассказать о технологическом процессе изготовляемой детали;
Другие статьи:
Специфика внеурочной деятельности школьников
В настоящее время многие педагоги знают и широко применяют такие понятия, как внеклассная, внеурочная и внеучебная деятельность школьников. При этом часто заменяя одно понятие другим и не задумываясь о происхождении или значении этих понятий. Например, провед ...
Приемы работы над химическими терминами и
названиями иностранного происхождения
Опираясь на свой опыт и опыт других учителей и методистов, автор одной из первых статей по проблеме этимологического анализа терминов С.В. Дьякович рекомендует следующие приемы работы над химическими терминами и названиями иностранного происхождения, встречаю ...