На последнем занятии первого этапа формирующего эксперимента детям было предложено творческое задание, дидактическая игра «Докончи узор на коврике», целью которого является, учить при построении узора принимать во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм; развивать творческие способности (самостоятельное составление детьми узоров).
Таким образом, чтобы дети овладели новыми способами декоративно – прикладного творчества, необходимо провести не менее семи занятий по общей схеме, научить их пользоваться пооперационными картами и создать условия для самостоятельной деятельности детей с применением полученных навыков. Дети используя одну и ту же основу и различные дополнительные детали, на каждом занятии сами создают различные изделия народного промысла.
На втором этапе формирующего эксперимента была выдвинута цель – формирование умения самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных композиций узоров. Для этого на трех занятиях детям предлагают задачи проблемного характера. Решение этих задач требует не только прямого переноса знакомых способов в новые условия, но и их комбинирования и трансформирования. На всех занятиях этого этапа мы сначала предъявляем детям готовые образцы новых для них народных промыслов, знакомим с понятием семантика народного орнамента Затем мы вместе с детьми расшифровываем семантику народного орнамента, выделяем общую композицию орнамента. После анализа педагог предлагает выбрать понравившееся изделие и выполнить её.
После того как дети выполнят свои поделки, воспитатель предлагает рассмотреть и обсудить все работы, рассказать о чем говорит семантика его орнамента, обратить внимание на отдельные элементы узоров, на новые сочетания уже знакомых элементов, на удачное использование дополнительных материалов (фломастеры, маркеры и т.д.).
На первом занятии этого этапа педагог показывает детям схему семантики народного орнамента и образцы новых поделок. Дать детям понятие семантики орнамента, объяснить, что мастера народных промыслов в узорах могли зашифровать много информации. Показать детям что обозначает тот или иной элемент узора, и предложить самостоятельно попробовать расшифровать орнамент.
В начале этого этапа не все дети сразу способны обнаружить общую последовательность построения композиции орнамента (Алеша Кушнир, Олег Ковченко, Лиля Цыран). Воспитатель поддерживает правильные суждения других детей. Так Аня Вранчан сказала: «Над рекой ласточки летают вокруг солнца». Соня Кравец определила: «Птички клюют зернышки среди цветов и тарвы». Чирвина Ксюша предположила: «Лошади гуляют в поле среди зеленых холмов».
На втором занятии этого этапа воспитатель дает детям образцы изделий молдавской, украинской керамики (куманець, улечор, глечик и т.д.) – и после их анализа предлагает сделать любую. Чтобы выполнить это задание, детям необходимо заполнить орнаментом силуэт керамической посуды вырезанной из тонированной бумаги. (Кравец Соня, Чирвина Ксюша). (Аня Вранчан, Аня Белова). Украсить узором силуэт молдавской игрушки (Лиля Цыран, Лера Райлян). Украсить орнаментом платок (Саша Качур, Олег Ковченко).
На следующем занятии используя уже знакомые способы, изготовить изделия народного промысла в нетрадиционных техниках: выкладывание семян на пластилиновую основу, печатание на ткани, роспись на стеклянной посуде витражными красками, тестопластика, и др. Мы предложили детям самим увидеть способы изготовления поделки при анализе образцов, найти нужную их комбинацию и прием изготовления. В результате ребята изготовили следующие поделки: красивое панно из семян, расписные банки, цветные платки, расписные доски, народные игрушки.
Другие статьи:
Роль географического прогнозирования в географической науке
Перед тем, как обозначить роль географического прогнозирования в системе экологического и природоохранного образования, необходимо дать ему определение, максимально точно отражающее его суть для целей использования его в школьной географии. В различные период ...
Методические рекомендации по формированию игровой деятельности у детей с
ЗПР
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов в соответствии с принятой ролью. В игре р ...