Анализ успешности усвоения иностранного языка при применении индивидуального подхода

Педагогика » Индивидуальный подход при обучении иностранному языку » Анализ успешности усвоения иностранного языка при применении индивидуального подхода

Страница 2

А.А. Леонтьев раскрывает одну из трактовок способностей к языку следующим образом: «Под способностями к языку часто понимают различия в особенностях личности, связанных с общением. Ребенок может испытывать затруднения не в самом овладении языком и не в порождении иноязычной речи, а в социально­психологических взаимоотношениях с воспитателем, школьным учителем, другими детьми. Он бы и рад заговорить, но ему мешает „психологический барьер”. Это, кстати, очень частый случай в педагогической практике, но подобные затруднения при доброй воле взрослого вполне преодолимы». Таким образом, по мнению А.А. Леонтьева, способности к языку складываются из многих компонентов, чаще всего не специфических. Поэтому можно и нужно развивать соответствующие умения и способности на различном учебном материале. Так, формирование коммуникативных умений на родном языке снимает «психологический барьер».

Представим перечень основных способностей:

Способности к познавательной деятельности.

а) к осмысленности восприятия (через контекст иной культуры, иного вербального выражения);

б) к распределению внимания (в упражнениях, где необходимо удерживать одновременно несколько единиц);

в) к переключению внимания (в упражнениях, где необходимо сосредоточиться поочерёдно на разных видах деятельности);

г) к увеличению объёма внимания (путём постепенного увеличения воспринимаемых речевых единиц);

д) к слуховой дифференциации (фонематический слух);

е) к зрительной дифференциации (механизм чтения);

ж) к заполнению вербального материала (с опорой на индивидуальный тип памяти - логический, образный, эмоциональный);

з) к непроизвольному запоминанию.

и) к антиципации (предвосхищению, упреждению) структуры фразы, текста;

к) к антиципации содержания высказывания, текста; л) к догадке на основе словообразования, контекста, чувства языка, интуиции;

м) к узнаванию речевых единиц (зрительно и аудитивно);

н) к анализу и синтезу (для этого ИЯ - уникальный «тренажёр»);

о) к сравнению, сопоставлению речевых единиц, их форм и значения;

п) к абстрагированию и обобщению как к важнейшим операциям овладения грамматическими формами;

р) к логическому изложению содержания высказывания;

с) к формулированию понятий;

т) к формулированию выводов из прочитанного, услышанного или сказанного;

у) к планированию своего высказывания; ф) к стратегии и тактике общения; х) к воображению.

Способности к эмоционально-оценочной деятельности.

Можно подумать, что эти способности могут быть перенесены из родной речи. Конечно, до какой-то степени это возможно. Но опыт показывает, что требуется целенаправленное их развитие. Таковыми являются способности:

а) к выражению различных чувств - радости, обиды, гордости, дружбы, неприятия и т. п.

б) к выражению различных эмоциональных состояний и через это - к развитию эмоциональности в целом;

г) к коммуникабельности как явному или неявному выражению своего отношения к людям;

д) к выражению различных видов оценки (объяснение, одобрение, определение) фактов, событий, мнений, текстов и др.;

е) к оценке своих высказываний, действий, успехов, неудач и т. п.;

ж) к целеустремлённой работе и самостоятельному труду;

и) к волевым усилиям, когда того требует ситуация.

Способности, необходимые для функционирования деятельностно-преобразующей сферы.

Это те способности, которые проявляются в соответствующих действиях учащихся. Все эти способности полезно условно разделить на две группы: способности осуществлять репродуктивные речевые действия и способности осуществлять продуктивные речевые действия.

Способности осуществлять репродуктивные речевые действия (они условно соотносятся с формированием речевых навыков). Это способности:

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Использование возможностей информационно-компьютерных технологий на уроке литературы
Все инновационные подходы к изучению литературного произведения, все приёмы организации урока, все новые средства обучения должны способствовать формированию и развитию литературно развитой личности. Вопросу использования Интернета в школе уже несколько лет у ...

Выявление уровня сформированности элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Для проведения констатирующего этапа были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение. На констатирующем этапе исследования с целью выявления уровня сформированности элементов экологической культуры у младших школьников подобраны следующие мет ...

Разделы