А.А. Леонтьев раскрывает одну из трактовок способностей к языку следующим образом: «Под способностями к языку часто понимают различия в особенностях личности, связанных с общением. Ребенок может испытывать затруднения не в самом овладении языком и не в порождении иноязычной речи, а в социальнопсихологических взаимоотношениях с воспитателем, школьным учителем, другими детьми. Он бы и рад заговорить, но ему мешает „психологический барьер”. Это, кстати, очень частый случай в педагогической практике, но подобные затруднения при доброй воле взрослого вполне преодолимы». Таким образом, по мнению А.А. Леонтьева, способности к языку складываются из многих компонентов, чаще всего не специфических. Поэтому можно и нужно развивать соответствующие умения и способности на различном учебном материале. Так, формирование коммуникативных умений на родном языке снимает «психологический барьер».
Представим перечень основных способностей:
Способности к познавательной деятельности.
а) к осмысленности восприятия (через контекст иной культуры, иного вербального выражения);
б) к распределению внимания (в упражнениях, где необходимо удерживать одновременно несколько единиц);
в) к переключению внимания (в упражнениях, где необходимо сосредоточиться поочерёдно на разных видах деятельности);
г) к увеличению объёма внимания (путём постепенного увеличения воспринимаемых речевых единиц);
д) к слуховой дифференциации (фонематический слух);
е) к зрительной дифференциации (механизм чтения);
ж) к заполнению вербального материала (с опорой на индивидуальный тип памяти - логический, образный, эмоциональный);
з) к непроизвольному запоминанию.
и) к антиципации (предвосхищению, упреждению) структуры фразы, текста;
к) к антиципации содержания высказывания, текста; л) к догадке на основе словообразования, контекста, чувства языка, интуиции;
м) к узнаванию речевых единиц (зрительно и аудитивно);
н) к анализу и синтезу (для этого ИЯ - уникальный «тренажёр»);
о) к сравнению, сопоставлению речевых единиц, их форм и значения;
п) к абстрагированию и обобщению как к важнейшим операциям овладения грамматическими формами;
р) к логическому изложению содержания высказывания;
с) к формулированию понятий;
т) к формулированию выводов из прочитанного, услышанного или сказанного;
у) к планированию своего высказывания; ф) к стратегии и тактике общения; х) к воображению.
Способности к эмоционально-оценочной деятельности.
Можно подумать, что эти способности могут быть перенесены из родной речи. Конечно, до какой-то степени это возможно. Но опыт показывает, что требуется целенаправленное их развитие. Таковыми являются способности:
а) к выражению различных чувств - радости, обиды, гордости, дружбы, неприятия и т. п.
б) к выражению различных эмоциональных состояний и через это - к развитию эмоциональности в целом;
г) к коммуникабельности как явному или неявному выражению своего отношения к людям;
д) к выражению различных видов оценки (объяснение, одобрение, определение) фактов, событий, мнений, текстов и др.;
е) к оценке своих высказываний, действий, успехов, неудач и т. п.;
ж) к целеустремлённой работе и самостоятельному труду;
и) к волевым усилиям, когда того требует ситуация.
Способности, необходимые для функционирования деятельностно-преобразующей сферы.
Это те способности, которые проявляются в соответствующих действиях учащихся. Все эти способности полезно условно разделить на две группы: способности осуществлять репродуктивные речевые действия и способности осуществлять продуктивные речевые действия.
Способности осуществлять репродуктивные речевые действия (они условно соотносятся с формированием речевых навыков). Это способности:
Другие статьи:
Использование возможностей информационно-компьютерных
технологий на уроке литературы
Все инновационные подходы к изучению литературного произведения, все приёмы организации урока, все новые средства обучения должны способствовать формированию и развитию литературно развитой личности. Вопросу использования Интернета в школе уже несколько лет у ...
Выявление уровня сформированности элементов экологической культуры у детей
младшего школьного возраста
Для проведения констатирующего этапа были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение. На констатирующем этапе исследования с целью выявления уровня сформированности элементов экологической культуры у младших школьников подобраны следующие мет ...