Различные территории и русская литература

Страница 1

Этот блок тесно связан с проблемой странствий писателя и его героев.

Одной из заслуг А. С. Пушкина считается создание самобытного национального пейзажа на примере среднерусской равнины. Эта территория была предметом изображения и для И. С. Тургенева, и для Л. Н. Толстого, и для А. А. Фета, и для И. А. Бунина, и для С. А. Есенина, и для К. Г. Паустовского и мн. др.

Полутона и оттенки являются притягательной силой среднерусского пейзажа. Создавая книгу о Левитане, К. Паустовский писал: «Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков». У Левитана Паустовский увидел неяркое солнце, приглушенные бледные тона в отличие от южного пейзажа, праздничного, сверкающего яркими красками. Неприметную, скромную красоту природы Средней России позволяют показать учащимся произведения перечисленных писателей.

Большинство произведений С. Т. Аксакова, которого тоже стали включать в школьную программу, отражают впечатления писателя от жизни и охотничьих странствий в Оренбургском крае.

Многие русские писатели изображали Кавказ и Крым. В поэзии описания их причисляются к разряду экзотического пейзажа, но отношение к ним писателей различно. Исследователями замечено, что к Кавказу чаще всего обращались романтики, Крым же соответствует классической эстетике. Черноморье связано с античными мифами. Л. Гинзбург отмечала: «Мандельштам страстно любил Крым, море. И Крым стал для него своего рода отечественным вариантом античности». Кавказ в пейзажах изображен или сверху вниз, или снизу вверх. Воспеванию Кавказа отдали дань Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Я. П. Полонский, Л. Н. Толстой, В. В. Маяковский, О, Э. Мандельштам, Б. Л. Пастернак, Н. А. Заболоцкий, А. Вознесенский и др. Крым был в центре внимания А. С. Пушкина, А. К. Толстого, А. П. Чехова, М. А. Волошина, О. Э. Мандельштама, А. И. Куприна, Н. А. Заболоцкого и др.

В школе изучаются многие произведения, где край, город, село как место действия или предмет воспевания указываются прямо, иногда даже в названии: «Полтава», «Домик в Коломне», «На холмах Грузии .» А. С. Пушкина; «Бородино», «Синие горы Кавказа», «Кавказ» М. Ю. Лермонтова; «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» Н. В. Гоголя; «Повесть о Петре и Февронии Муромских», названия глав «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева («Любани», «Пешки» и др.), «Севастопольские рассказы», «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого; «Тихий Дон» и «Донские рассказы» М. А. Шолохова; «Мещерская сторона» К. Г. Паустовского, «Старый Крым» О. Мандельштама, «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Вечер на Оке» Н. Заболоцкого, «На Иртыше» С. Залыгина и др.

В былинах часто изображается Киев, в «Евпатии Коло-врате» речь идет о Рязани, в «Капитанской дочке» показаны Оренбург, Берды, в «Олесе» А. Куприна — Полесье и т.д. М. Ю. Лермонтов всегда конкретен в указании места действия изображаемых событий: Тамань, Тифлис, Пятигорск, Кисловодск Многие писатели не называют город, село, но читатели по отдельным приметам, по биографическим данным понимают, что в произведениях А. Островского, И. Гончарова, М. Горького события происходят в поволжских городах, в произведениях В. Распутина, А. Вампилова, С. Залыгина — показаны сибирские места.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы
Цель констатирующего этапа: 1) изучение уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей группы; 2) выявление уровня теоретической и профессиональной подготовки педагогов по проблеме руководства развитием сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. Были опред ...

Особенности воспитания обучаемых младшего школьного возраста
Когда ребенку исполняется шесть лет, его ждет первая большая перемена в жизни – он становится школьником. Переход в школьный возраст связан с серьезными изменениями в деятельности, общении, отношениях ребенка с другими людьми. Игровая деятельность сменяется у ...

Разделы