Краеведческая проблема пространства в школьном изучении литературы

Педагогика » Краеведческая проблема пространства в школьном изучении литературы

Вычленяя проблему художественного осмысления пространства как основную в краеведении, следует выделить два пути использования краеведения в школьной практике.

Во-первых, местный материал, привлекаемый обычно лишь как дополнительные сведения, в силу значимости их для определенного региона, может стать основой для развития регионального компонента литературного образования.

Во-вторых, имеется достаточно литературно-краеведческого материала, который является важным источником познания русской литературы и должен быть выделен как один из основных компонентов в российском литературном образовании.

Краеведение как основной компонент литературного образования, очевидно, должно включать в себя следующие блоки и сквозные темы:

1. Этнофилософский и этнокультурный блок (особенности развития духовной жизни, культуры России, «географические трудности русской истории», западничество и славянофильство, евразийство и отражение этих проблем в литературе).

2. Русская природа и «национальные образы России» (пользуясь формулой Г. Гачева).

3. Мотив дороги в русской литературе. Тема скитаний и странствий.

4. Различные территории и русская литература (Север, Центр России, Поволжье, Урал, Кавказ, Крым, Сибирь и др.).

5. Петербургский и Московский тексты русской литературы.

6. Образ Дома в русской литературе.

7. Биографические и творческие связи писателей с определенными местами. Литературные места России.

Детальное ознакомление с рядом ныне действующих школьных программ по литературе, разработанных разными коллективами ученых под руководством И. С. Беленького, В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, В. Г. Маранцмана и др., позволяет утверждать, что в каждой из перечисленных программ краеведение в различных пропорциях и видах присутствует. В одних программах дано прямое указание на использование краеведения. Например, в программе, составленной под руководством Т. Ф. Курдюмовой (авторы: Т. Ф. Курдюмова, В. П. Полухина, В. Я. Коровина, И. С. Збарский, Е. С. Романичева), введены краеведческие разделы:

в V классе — Литература родного края;

в VI классе — Родная природа в стихотворениях русских поэтов;

в VII классе — Тихая моя родина;

в VIII классе — Литература родного края (по выбору учителя и учащихся).

В программе, разработанной под руководством В. Я. Коровиной (авт. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский, В. П. Полухина, В. И. Коровин), явно краеведческие разделы звучат так:

Поэты XIX века о родине и родной природе — в V классе.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов; родная природа в русской поэзии XX века — в VI классе.

Край ты мой, родимый край!; «Тихая моя родина» в VII классе.

Обращения к краеведению потребуют и другие разделы и темы:

Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»; Обрядовый фольклор;

Новгородский цикл былин и др.

В некоторых программах, например, в программе, разработанной под руководством Г. И. Беленького, встречаются подзаголовки краеведческого характера: «Л. Н. Толстой на Кавказе», «М. М. Пришвин в Подмосковье».

Программа факультативного курса для X—XI классов А. И. Княжицкого называется «Москва в русской литературе», Р. . Хайруллина — «Литература народов России».

М. Г. Качуриным, Д. Н. Муриным, Г. А. Кудырской разработана программа факультативного курса «Петербург в русской литературе», для этого курса подготовлена хрестоматия.

Н. Д. Тамарченко и Л. Е. Стрельцовой для школ гуманитарного типа создано пособие по литературе «Путешествие в «чужую» страну. Литература путешествий и приключений», в котором предлагаются «географические» сюжеты как литературная игра.

Современное включение краеведения в школьный курс литературы предлагается в программах по литературе, подготовленных под редакцией В. Г. Маранцмана. Краеведческий подход пронизывает построение программы, краеведение звучит в ее лейтмотиве «Движение времени», в названиях тематических циклов: «Времена года», «Человек на дорогах разных времен».

В программе для V—VI классов основательно представлены пейзажные циклы, чего не было в прежних программах. Все циклы «Времена года» рассматриваются в соответствии со временем, когда они будут изучаться, на безукоризненно подобранных примерах. Учащимся предлагается вспомнить лето, проследить движение осени (дается условное деление ее на три поры: красок, ветров и дождей), сравнить зимние пейзажи в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и в стихотворениях

Фета и Есенина; задуматься над важностью весенней поры для человека и разным пониманием ее поэтами.

В программе не забывается о роли места рождения, детства, в формировании будущего писателя (Захарове и Москва в жизни Пушкина, Спасское-Лутовиново — для Тургенева, Малороссия для Гоголя и др.), предлагается задуматься над образом странника в связи с произведением А. Платонова «Разноцветная бабочка». На описание захолустного города у В. Г. Короленко обращается внимание в программе для V класса; тема Петербурга в поэзии и скульптуре выделена в программе для IX класса.

Но, главное, в программах уже вводятся термины «образ пространства», «сказочное пространство и время» и др.

Таким образом, краеведение в той или иной мере присутствует в школьном литературном образовании, но анализ программ говорит о необходимости определенной системы включения краеведения в процесс обучения литературе.

Рассмотрим, как же должно входить краеведение в качестве основного компонента литературного образования в процесс обучения литературе по предложенным нами параметрам.

Другие статьи:

Оценка эффективности функционирования методической службы
Одним из главных приоритетов развития образования в регионах России является многообразие моделей управления, которое реализуется через тесное взаимодействие разноуровневых субъектов региональной образовательной политики. Методическая служба полноправно высту ...

Ролевая игра как форма контекстного обучения
По мнению Т. Д. Дубовицкой, включение студентов в квазирофессиональную и профессиональную деятельность лучше всего осуществляется в ходе ролевых и дидактических игр, диспутов, соревнований в знаниях и умениях. В ролевых играх студенты, инсценируя роль учителя ...

Разделы