Формирование лексического запаса в онтогенезе осуществляется не только за счёт расширения количества словарных единиц, но и за счёт уточнения и расширения предметных представлений, лежащих в основе аффективно окрашенных смыслов слов. Расширение понятия, по мнению Н.Х. Швачкина, проходит через ряд этапов: от полисемантизма лепетных слов, отражающего единство предметного смысла, имеющего аффективное и функциональное сходство, переживаемое ребёнком в процессе восприятия и выражения, к связи между конкретным предметом и словом, и далее – к постепенному обобщению в значении слова ряда предметов, явлений, свойств.
Согласно данным А.Р. Лурия, у детей дошкольного возраста преобладают стоящие за словом эмоционально-образные переживания, у младших школьников – наглядные, конкретно-образные и ситуативные связи, у старшеклассников и у взрослых – сложные логические связи. Попытки переломить естественный ход формирования номинативного компонента языковой системы, положив в основу семантизации словарных единиц не конкретное представление детей, а значение слов, их вербальное толкование, приводят к формализации словарной работы, к неустойчивому владению лексикой на уровне изолированного слова и словосочетания.
Понимание закономерностей и этапов развития языковой деятельности в онтогенезе, выявление предпосылок, обеспечивающих функционирование этой деятельности, определяет правильность построения логопедической работы с детьми, имеющими речевую патологию.
Формирование словарного запаса детей в психолого-педагогической литературе рассматривается как одна из важнейших задач их речевого развития.
Характеризуя детей младшего школьного возраста, А.В. Ястребова отмечает, что имеющийся у них запас лексических средств достаточен для довольно активного общения в домашней и классной (со сверстниками) обстановке, причём в этих ситуациях слова используются более или менее адекватно. Однако, по мнению автора, при изменении условий коммуникации (когда необходимо давать развёрнутые ответы с элементами рассуждения, иллюстрировать изучаемые правила собственными примерами и т.п.) выявляется ряд погрешностей. Наиболее типичной ошибкой является частотность использования одних и тех же слов в самостоятельных высказываниях, что приводит к снижению выразительности и информативности речи. Своеобразие лексических средств выражается также в особенностях усвоения и употребления слов, обозначающих абстрактные понятия, в особенностях использования терминологической лексики, необходимой в процессе обучения.
Бедность словаря проявляется как в незнании многих слов и оборотов, так и в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи знакомые слова, которые наиболее точно выражают смысл высказывания. В речи детей появляются специфические ошибки, проявляющиеся в виде различных замещений нужного названия другим словом, имеющим отличное значение.
Несоответствие уровня речевых средств ребёнка и учителя препятствует адекватному пониманию детьми учебных задач и выбору соответствующих им способов действий. Исходным условием понимания речи, по мнению Е.М. Мастюковой, является восприятие интонационной структуры фразы и понимание значения входящих в неё слов. Нормальное понимание обращённой речи возможно при условии использования слушателем семантических и синтаксических знаний языка для формирования внутреннего прогнозирования сигнала, который в данный момент будет получен (синтез), а затем сравнения поступившего сигнала с ожидаемым (анализ). Таким образом, по мнению автора, осуществляется адекватный текущий анализ поступающей акустической информации.
Другие статьи:
Многообразие методических концепций и классификаций
современного урока литературы
Одна из важнейших проблем современной науки - это проблема типологии уроков. Помимо классификации уроков по основным дидактическим целям (изложение новых знаний, закрепление имеющихся знаний и навыков, повторение, проверка знаний) или по основным звеньям учеб ...
Поведенческие различия стилей педагогического общения
Классификации стилей педагогического общения Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролев ...